Очень долго молодой и свежий диктатор использует против своих оппонентов простые аргументы из серии: «Я объективно так хорош для своего народа, что выступать против меня могут только проплаченные агенты иностранных государств, врагов нашей Родины». Одновременно это и есть главный контент в коммуникации со своим электоратом.
А когда на улицу выходят в мирном протесте сотни тысяч граждан, возникает неожиданное затруднение. Отмахнуться от протестующих и оппонирующих как агентов Госдепа, Запада, печеньки-поедателей больше нельзя, не катит, потому что все живут по-соседски, на одной лестничной клетке и друг про друга знают примерно всё.
И тогда у диктатора не хватает слов для разговора со своим избирателем, со своей паствой. Немота интерпретации происходящего. Если не печеньки, то что? А поскольку языка общения с оппонентами не было отродясь, наступает тотальная немота власти. Человеческий язык заменяется пиктограммой, картинкой, как на указателе в общественный туалет. И эта пиктограмма сегодня выглядит следующим образом: человек, похожий на Лукашенко, с автоматом...
Привычка искать объяснения всем противоречиям вне собственной политической системы – давняя советская традиция, заложенная еще тов. Сталиным, увидевшим в полной и окончательной победе социализма в 1936-м причины обострения классовой борьбы, что и привело к 1937 году. А вскоре выяснилось, что большинство командного состава Красной Армии и ЦК ВКП(б) состояло из немецко-польско-японских шпионов и диверсантов.
Парадокс советской системы в том и состоял, что, уничтожая церковь как воплощение главного идеологического греха человечества и настаивая на материализме, вожди Партии и главные теоретики марксизма напрочь отказывались видеть противоречия развития в самой накундёпанной ими практике социализма.
Сильная ностальгия по социализму многих руководителей на постсоветском пространстве отражает сознание правящей элиты, которой присущи базовые черты агрессивного идеализма.
Внутренних противоречий в их картине мира нет. А есть лишь жгучее желание Запада «нашего мишку посадить на цепь, вырвать ему зубы и когти, а потом чучело из него сделать»! «И попутно нашу синеглазую сестру Белоруссию – расчленить и отдать на откуп диктатору Камеруна Мише Соколову».
Ключевая черта современного общества – массовое повышение уровня образования, эрудиции, компетентности, информированности и кругозора избирателей.
Представляется, что главное противоречие политического развития в автократических государствах – между уровнем общественного представления о причинах проблем в экономике и развитии и ограниченным/извращенным/отсталым взглядом на эти проблемы узурпировавшим власть автократом. Отсюда вытекает коренное различие в способах/механизмах формирования движущих сил и средств развития и роста.
Хорошей иллюстрацией этого противоречия служат слова Лукашенко из его предвыборного выступления: «Но готовы ли вы, белорусы, сегодня эти полномочия с этой Конституцией передать другому?.. Завтра придет человек новый, неизвестный и возьмет эту Конституцию. Вы его удержите от обвальной приватизации? От того, что он толкнет вас влево или вправо?»
Такие лидеры, как Лукашенко, мыслят себя в категориях политической исключительности и бессрочной легитимности. Он рассказывает о своих достижениях 1994 года и апеллирует к обществу, словно то, что он сделал тогда, дает ему легитимность на правление до самой его смерти. «Я вам власть не отдам!» – говорит он белорусскому народу, не понимая, что источником власти этот самый народ и является.
Лукашенко – президент раскола белорусского общества. То, как он относится к своим оппонентам, – классический раскол, проведение жирной черты между Я и они: «Там, в политике, куда вы ринулись, ничего не понимая, другие законы!»
Но хватит о Лукашенко. У нас самих есть проблемы с властной немотой интерпретации природы протеста, если печеньки не прокатят. Хабаровск – лучшая иллюстрация.
Да и уровень образования, эрудиции и информированности нашего общества предполагает конкурентный механизм формирования элит для выявления иерархии проблем и способов их решения.
Хотел закончить заметку пословицей бенгальцев: «Свои подмышки не пахнут, пахнут чужие». Но потом передумал и решил подарить вам поговорку курдов: «Не подыхай, ишак! Скоро весна!»
комментарии(0)