Андрей Пивоваров готов помогать депутатам от всех партий, но гранты будут распределять по идеологическому признаку. Фото со страницы Андрея Пивоварова в «ВКонтакте»
Оппозиционный проект «Объединенные демократы» (ОД) относительно успешно продвигает кандидатов в муниципальные депутаты в четырех регионах и одновременно создает образовательную и грантовую платформу для парламентариев всех уровней. Если ранее ОД занимались только помощью кандидатам в народные избранники, то теперь, видимо, готовятся сформировать политический резерв из представителей власти низового уровня.
Во всех четырех регионах, где ОД работают в избирательных кампаниях этого года, кандидаты попали на выборы с разной степенью успешности, сообщил «НГ» исполнительный директор проекта Андрей Пивоваров. В Ивановской, Новгородской и Владимирской областях претендентам дают спокойно зарегистрироваться на выборах. В Татарстане оппозиции противодействуют, но даже там регистрацию удалось пройти нескольким десяткам активистов. Цифры по всем четырем регионам сопоставимы с кампанией в Санкт-Петербурге в 2019 году. Анастасия Буракова, лидер «Открытой России», под эгидой которой созданы ОД, сообщила, что в одной только Ивановской области зарегистрированы более 100 кандидатов в 28 муниципалитетах.
Одновременно ОД объявили о создании всероссийского сообщества депутатов для обмена опытом и навыками. В частности, с августа запускается образовательный онлайн-курс с экспертами – политиками, депутатами и журналистами. Желающие получить дополнительную поддержку от экспертов могут принять участие в конкурсе депутатских проектов, получив доступ к закрытым вебинарам и консультациям. Если проект попадет в финал, ОД обещают предоставить ресурсный грант на его развитие, а также помощь юристов, консультантов и экспертов.
«В последние годы мы очень много занимались выборами: помогали независимым кандидатам в депутаты получать мандаты и начать менять власть на местах – сначала Москва, потом Петербург, а в этом году еще четыре региона. Но пока в России не было проекта, нацеленного на помощь тем, кто уже избрался», – заметила глава аппарата московского отделения «Открытой России», координатор ОД по Москве Татьяна Усманова. По ее словам, если в Москве и Петербурге депутаты могут обращаться к медиа и советоваться с другими политиками, то в регионах такой возможности нет, пояснила она.
Пивоваров отметил, что в стране 70 тыс. депутатов разного уровня, многие из которых чувствуют себя брошенными, поскольку партии после избрания от них отошли. В первую очередь это касается муниципальных депутатов. «Поэтому мы организуем взаимодействие с ними и будем помогать вне зависимости от партийных предпочтений, даже депутатам от «Единой России», если они изъявят такое желание», – заметил он. Но гранты на проекты все же будут распределяться по идеологическому признаку строго между оппозиционерами, подчеркнул Пивоваров. Он не согласился, что ОД создают кадровый резерв во власти: это поиск лидеров на низовом уровне для их дальнейшей раскрутки сперва на местах, а потом и на федеральном уровне, подчеркнул Пивоваров.
Перспективы у проекта ОД есть, тем более что у «Открытой России» уже много сторонников и депутатов-демократов на низовом уровне, сказал «НГ» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Больше всего шансов у ОД наладить взаимодействие с депутатами в крупных городах и при этом с независимыми, а не партийными, считает эксперт. А раскрутить кандидатов перед выборами в Госдуму в следующем году больше всего шансов в столицах – в Москве и Петербурге, где у демократических и независимых депутатов есть большой плацдарм из сторонников и инструментов взаимодействия с активистами и между собой, заметил он.
Макаркин сравнил метод продвижения лидеров ОД в публичную политику с событиями конца 80-х – начала 90-х годов: будущие лидеры вроде Бориса Ельцина, Анатолия Собчака, Юрия Афанасьева и Галины Старовойтовой вышли из народных депутатов СССР. Полной аналогии нет, оговорился эксперт: тогда выборы разных уровней проходили почти одновременно и была возможность получения сразу нескольких мандатов, сейчас соблюдается строгая иерархия. Кроме того, лидеры приобретали известность сверху, в союзном парламенте, и затем шли на места, а сейчас предлагается обратная ситуация – заработать авторитет снизу и идти вверх. «Оппозиционеры убедились, что построить массовое движение сверху сейчас невозможно – как в силу личных амбиций лидеров, так и в силу противодействия власти. Наоборот, оппозиция лишилась тех немногих депутатов Госдумы, которые у нее были: Дмитрия и Геннадия Гудковых, Валерия Зубова и др. У нее остается единственный вариант – раскручивать протестный потенциал снизу. Поэтому при должной организации проект вполне перспективный», – полагает Макаркин.
комментарии(0)