Кампания по информированию населения о поправках постепенно переросла в агитацию, а затем в побуждающую рекламу. Фото с сайта www.krymr.org
Перед голосованием по Конституции началось активное информационное противоборство. Развернулась война соцопросов, в ходе которой оппозиция радостно фиксирует относительно высокий уровень протестных настроений. Но конечно, вынуждена признавать и низкий потенциал явки среди противников поправок. Власти нравится любая социология, потому что число ее сторонников всегда больше. Эксперты считают, что несогласным будет трудно мобилизовать свой электорат даже в ситуации пробуждения аполитичного «болота».
Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) провел 19–21 июня телефонный опрос по голосованию за Конституцию. Поправки одобряют 39%, 32% не одобряют. Неопределившихся 27%, а 2% отказались сообщить о позиции.
При этом, как показало данное исследование, проведенное в 82 субъектах РФ с выборкой в 1,5 тыс. респондентов, в плебисците намерены участвовать 67% опрошенных, 13% идти на него не собираются, но 20% еще ничего не решили. Поэтому прогноз явки от ЦИПКР – не менее 40%. Однако социологи, работающие с КПРФ, выявили, что решение партии голосовать против поправок так или иначе поддержали лишь 30%, не согласны с ним 48%, а 22% сказали, что у них «иное» мнение.
Кстати, среди тех, кто твердо намерен идти на участки, сторонников поправок 44%, а вот противников в этом разрезе получается только 27%, хотя есть еще и столько же так и не принявших окончательного решения. При этом более 70% потенциального протестного электората продолжают отказываться голосовать. Эксперты ЦИПКР делают вывод, что «кампания за бойкот отгоняет от участков именно противников поправок».
Также опрос ЦИПКР выявил, что постепенно растет число тех, кто считает предстоящее голосование «референдумом о доверии Путину». Теперь это 60% опрошенных – и лишь 20% с таким взглядом не согласны, а еще 13% не определились с ответом. Сами коммунисты, исходя из данных соцопроса, делают трудный вывод о низкой эффективности кампании вокруг той же поправки «об обнулении». Ведь если две трети согласных с тем, что это «плебисцит по Путину, точно придут, при этом среди них – в основном его сторонники, то 55% с этим несогласных и в большинстве своем противников президента на участки никак не хотят идти.
В публичную сферу за последние дни было вброшено еще несколько соцопросов. Например, «Яблоко» опубликовало результаты заказанного у Левада-Центра сравнения официальных поправок и тех, которые составила сама партия. Первые получили бы поддержку 25%, вторые, названные «Конституция свободных людей», – 28%. Естественно, это умозрительное исследование, ведь альтернативные варианты на плебисцит не выносятся. Хотя 80% опрошенных сказали, что было бы правильным поставить яблочные поправки рядом с президентскими.
Напомним, что кампания «Нет!» в середине июня также проводила соцопрос (см. «НГ» от 14.06.20), по которому вышло, что сторонников поправок 37,6%, противников – 23,9%, а неопределившихся – и вовсе 40%. Это стало основанием для ужесточения информационной борьбы, которая из агитационного формата вернулась к политическому и правовому. На сайте противников обнуления уже появился обширный материал, в котором разбирается правомерность как самого внесения изменений в Конституцию, так и их вынесения на голосование. Итог политико-правового разбора – заявление о нелегитимности нынешней конституционной реформы. Однако, заметим еще раз, опрос ЦИПКР показал, что разоблачение обнуления на итоги электорального процесса, похоже, не повлияет.
Власть на эти попытки изменить мнение сторонников поправок и вытащить из «бойкотного болота» их противников отвечает своими соцопросами. Например, ВЦИОМ сообщил, что по состоянию на 22 июня доля планирующих принять участие в голосовании составила 71%. Твердую уверенность в том, что они будут голосовать, высказывают 54% респондента. Поэтому прогноз ВЦИОМа такой: за поправки проголосуют 67–71%, против 28–32%, 1–2% испортят бюллетени. Чуть иные перспективы огласил директор по политическому анализу компании ИНСОМАР Виктор Потуремский. По подсчетам этой структуры, явка составит 55–58%, голосование «за» – 64–69%, «против» – 30–35%.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, отвечающий за аналитическую работу, рассказал «НГ», что интересного выявил опрос ЦИПКР: «Разница между сторонниками и противниками поправок сокращается, при этом и противники не очень хотят идти голосовать. И очень большая доля неопределившихся, трети не было ни перед одними выборами, особенно за неделю до них. Это тревожный сигнал для власти». Он связывает увеличение числа неопределившихся с двумя факторами: это демобилизация протестного голосования усилиями «бойкотников» и колебание настроений у вчерашних сторонников власти. Однако Обухов сказал, что сейчас единственный шанс оппозиции мобилизовать сторонников на активное голосование – это ошибочные ходы, которые в течение недели может сделать Кремль. По мнению Обухова, есть два варианта: либо власть будет активно рисовать результаты, рискуя при этом получить повторение «белоленточных протестов», либо мобилизует тяжелую артиллерию в виде президента и его активного участия в убеждении граждан. Коммунист, кстати, вовсе не сомневается в достоверности опроса «Яблока»: «Мы тоже проводили опрос по поправкам КПРФ, у нас тоже доля их сторонников намного больше, чем у поправок президента. Дело в том, что поправки власти более политизированные и менее понятные и близкие народу, нежели предложения оппозиции, носящие больший социальный характер. Но пока у оппозиции нет выхода на большинство, ресурс соцсетей исчерпан, шанса завладеть телеаудиторией нет».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что использование в информвойне соцопросов вполне логично, несмотря на все сомнения в их методологии: «На самом деле это удачный ход со стороны оппозиции. Конечно, выхода на большую аудиторию у несогласных нет, но они вынуждают власть отвечать и публиковать данные собственных опросов, по которым тоже не все так однозначно. Мы видим, что Кремль лишается однозначной поддержки большинства. Если еще два года назад протестно настроенных граждан было 10–15%, то сейчас 30–35%». По мнению Калачева, «тема поправок разделила общество», а число неопределившихся растет из-за того, что «проснулось» аполитичное «болото» – молчаливые сторонники власти, которые ныне задумались, что принесет им больше выгоды: поддержка власти, чтобы та потом отблагодарила, или, наоборот, голосование против, чтобы власть вынуждена была пойти на социально-экономические реформы. По словам эксперта, у оппозиции возросли бы шансы, если бы она заняла единую позицию по голосованию против поправок, но пока мобилизацией сторонников несогласные толком не занимаются.
комментарии(0)