Фото pixabay.com
Адвокаты сообщили «НГ» о новой тенденции – к ним за помощью все чащи начали обращаться потерпевшие по уголовным делам. Жертвы преступлений таким образом показывают: они не верят, что для защиты их интересов усилий правоохранителей окажется достаточно. Потерпевшие жалуются юристам на своего рода «следственный саботаж», когда работники органов, похоже, просто не хотят раскрывать преступления.
На практике заявители о преступлениях повсеместно сталкиваются с необоснованными отказами в возбуждении уголовных дел, многолетней волокитой и даже потерей документов следствия. По словам адвокатов, правоохранители привыкают работать с простыми типовыми ситуациями, раскрывать преступления только при помощи прессинга на подозреваемых. Но даже в таких случаях часто не отрабатывается «обязательная программа», включающая в себя, допустим, качественный осмотр места происшествия, опрос всех возможных свидетелей, направление запросов.
Как рассказал «НГ» адвокат международной правозащитной группы «Агора» Максим Никонов, в последнее время к нему стали чаще обращаться потерпевшие, которым нужна помощь, «причем, не в стандартных вопросах, связанных с гражданским иском в уголовном процессе, а в обжаловании разнообразного следственного саботажа». Чаще всего, пояснил он, потерпевшие сталкиваются с многократными отказами в возбуждении уголовного дела, поверхностно проведенными доследственными проверками и следственными действиями, а также необоснованным приостановлением производства по уголовному делу.
«То, что давно стало дурной традицией в делах с «политическим окрасом», – к примеру, насилие силовиков при задержании митингующих, при проверке заявлений о пытках в полиции или учреждениях ФСИН, теперь переносится и на так называемые бытовые дела. Ко мне потерпевшие обращались по делам в таком диапазоне – от квартирной кражи до причинения тяжких телесных повреждений, от «экономического» мошенничества до халатности», – сообщил «НГ» Никонов. Сам он считает, что вся причина – в деградации правоприменения уголовного закона. Но если раньше это обычно сказывалось на ущемлении прав подозреваемых и обвиняемых, то теперь от этого стали страдать и потерпевшие.
«Нередко невозможно даже дозвониться до районного ОВД, не говоря уже об участии в процессуальных действиях или приобщении доказательств», – заявил «НГ» адвокат Вячеслав Голенев. Он согласен, что заявители уже не верят в экранный образ следователей, понимая, что без юридического сопровождения у них мало шансов отстоять свои права. А у правоохранителей нет стимулов для того, чтобы расследовать многие из этих заявлений, они и так перегружены ненужной отчетностью. И все это происходит в условиях кадрового «недокомплекта», особенно в низовых структурах. Оказывает на ситуацию негативное воздействие и пресловутая «палочная система», за соблюдение которой с рядовых сотрудников спрашивают вышестоящие начальники. Эксперт напомнил и о так называемых приоритетных делах то заказного, то политического характера. «Понятно, что на планерках перед сотрудниками органов ставят конкретные задачи и показатели, навеянные актуальной повесткой. И на остальные пласты у них просто не хватает ни времени, ни ресурсов», – пояснил «НГ» Голенев.
комментарии(0)