Фото сайта vzsar.ru
Совет Федерации 20 мая рассмотрит четыре законопроекта о придании избирательной системе страны большей гибкости. Крупные поправки вроде электронного или досрочного голосования объясняются защитой здоровья граждан от COVID-19 и прочих инфекций. Но мало кто заметил, что теперь ЦИК РФ по эпидемиологическим причинам сможет отменять федеральные выборы, то есть продлевать полномочия и Госдумы, и президента. О менее громких, но тоже важных изменениях власть вообще предпочитает молчать, потому что они ей просто политически выгодны.
Профильные комитеты СФ одобрили переданные в конце прошлой недели из Госдумы поправки к избирательному законодательству и рекомендовали их поддержать. Затягивать с рассмотрением даже самых спорных нововведений сенаторы не стали: соответствующие изменения до середины июня должны появиться и в законах тех регионов, где этой осенью состоятся выборы.
Впрочем, верхняя палата, очевидно, не разделяет тех критических замечаний, которые выработала оппозиция и эксперты. Об этом можно судить по интервью главы комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса «Парламентской газете». Сенатор, скажем, заявил, что все нынешние поправки лишь укрепляют российскую демократию. «Что касается избирательных прав, их реализация в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в привычной форме затруднена, поэтому законодатель должен искать новые демократические механизмы, чтобы граждане могли проголосовать и полноценно реализовать свои конституционные права. Логика предлагаемых изменений заключается в расширении альтернативных демократических механизмов», – подчеркнул Клишас.
Понятно, что основной упор в этом контексте «недопущения даже временных ограничений избирательных прав» он сделал на разъяснении тонкостей электронного и нескольких подвидов досрочного голосования, объяснил, для чего будут нужны цифровые участки и портал «Госуслуги». Кстати, именно на этих нормах как раз и была сосредоточена критика. Однако в тех четырех законопроектах, которые на прошедшей неделе вышли из стен Госдумы, есть еще не менее важные и, в понимании того же Клишаса, безусловно демократические поправки.
Напомним, например, что в антивирусном пакете законов от 1 апреля уже было введено положение о праве властей откладывать проведение выборов. Местных – по решению региона, региональных – по разрешению Центризбиркома. Также ЦИКу было дано право самостоятельно решать вопрос с отсрочкой федеральных выборов, но тогда имелось в виду, что это будут лишь доизбрания в Госдуму по возникающим вакантным округам. Теперь же по-тихому поправка о федеральных кампаниях сформулирована более широко.
ЦИК может отменять эти кампании – иными словами, выборы парламента и президента – в случае введения режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо как минимум трети субъектов. При этом делается оговорка, что как раз дополнительных выборов депутатов ГД эта норма и не касается. Короче говоря, достаточно будет «эпидемиологического» указа главы государства и аналогичных распоряжений глав регионов хотя бы по части страны – и полномочия Госдумы или же самого президента могут быть продлены. Под предлогом коронавируса, другой заразы или просто подозрения на них.
Любопытной «мелочью» стал и размен сбора кандидатами части подписей граждан через «Госуслуги» на ужесточение правил проверки бумажных подписных листов. Ранее избиркомам надо было найти в них 10% брака для отказа в регистрации, а ныне – только 5%. При этом разрешение на цифровые подписи должно быть прописано в региональных законах, но для них не установлен минимальный порог. Поскольку более половины подписей через «Госуслуги» собирать нельзя, то где-то установят планку, скажем, в треть, где-то – в четверть, а в каком-то субъекте РФ и вовсе позволят не более 10%. Понятно, что чем более сильной в регионе будет оппозиция, тем меньший процент цифровых автографов для нее разрешат. Кстати, на выборах в Госдуму подписная кампания через «Госуслуги» вообще не предусмотрена.
Веселая история случилась и с законопроектом, изначально составленным для нужд регионов, которые могли бы осуществить перекройку одномандатных округов разного уровня. Например, из-за того, что был отдан приоритет мажоритарной системе. Именно этот проект затем и был нафарширован большинством «демократических» поправок – но при этом к выборам 2020 года менять границы округов оказалось запрещено. Ранее предполагалось, что обязательный срок для перенарезки – девять месяцев до начала кампании – в этот раз действовать не станет. Но видимо, низовые единороссы все-таки смогли объяснить руководству партии, что если произойдет перетряска «электоральных вотчин», то никаких политических успехов они гарантировать не смогут.
комментарии(3)
0
Aleksandr 07:53 20.05.2020
Это естественное следствие завершения исторического цикла "декаданс низменного". Напомню, что атрибутивным признаком этого цикла является предельное ограничение прав и свобод граждан, необходимое для полного возврата исходной институциональной матрицы государства.
0
Aleksandr 07:59 20.05.2020
Для непосвященных: "В 1999 году новосибирский профессор С.Г. Кирдина завершила эпическое исследование соотношения базовых и дополнительных институтов матрицы государства. Согласно этому исследованию все государства мира делятся на 2 типа: государства с "Х-матрицей" и государства с "Y-матрицей". Любые попытки изменить матрицу на противоположную обречены на провал. Рано или поздно государство возвращает исходную матрицу. В противном случае государство разрушается.
0
Aleksandr 08:07 20.05.2020
Россия, является наследником СССР, царской России и великокняжеской Руси и имеет в своем основании "Х-матрицу". Эта матрица характеризуется доминирование редистрибутивной (раздаточной, плановой экономики), жесткой вертикали власти, ориентированной на верховного лидера, преобладанием коммунитарной идеологии в общественном сознании ("Мы" выше "Я"). Попытка изменить "Х-матрицу" на "Y" (рыночная экономика, федеративная политика, преобладание "Я" над "Мы" в идеологии" обречены на провал.