0
5233
Газета Политика Интернет-версия

23.04.2020 20:06:00

Совет Европы ищет свободу собраний в России

Правозащитники пожаловались в Страсбург на формализм и бюрократию

Тэги: совет европы, свобода собраний, демократия, права человека, власть, суд, еспч


совет европы, свобода собраний, демократия, права человека, власть, суд, еспч В Совете Европы готовится очередная резолюция о ситуации с правами человека в РФ. Фото с сайта coe.int

Правозащитники из «Мемориала» и ОВД-Инфо направили Совету Европы (СЕ) доклад о свободе собраний в РФ. Утверждается, что власти по-прежнему отказывают в проведении массовых мероприятий по формальным причинам, например, из-за сроков подачи уведомлений. Организаторам акций вопреки закону чаще всего не предлагается альтернативных мест, а центры городов в основном остались под запретом. Чиновники, полиция и даже суды игнорируют не только постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), но и решения Конституционного (КС) и Верховного (ВС) судов.

В СЕ, судя по всему, готовят очередную резолюцию о свободе собраний в России. Отчеты властей уже изучаются, а теперь в Страсбург поступил традиционный альтернативный доклад правозащитников.

Документ указывает на «возросшее количество отказов в проведении митингов и демонстраций». Делается вывод, что ситуация определенно изменилась в худшую сторону. В подтверждение приводятся конкретные примеры. Например, фактически игнорируется постановление ЕСПЧ по делу «Лашманкин и другие против России». В нем было четко сказано: если на проведение мероприятия не получено предварительного разрешения, это не развязывает властям рук. Они, дескать, по-прежнему ограничены требованием соразмерности ответной реакции, которое записано в статье 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Однако российские власти так и не проявили терпимости к незаконным собраниям именно мирного характера, не ввели конкретных норм или исключений в отношении акций, на которых мало участников, а значит, они не создают никому помех. При этом при разгоне несогласованных собраний правоохранители нередко применяют силу неадекватно, произвольно задерживают людей, составляют административные протоколы на всех подряд. И правозащитники напомнили о своих предложениях четко прописать в КоАПе, что доставление задержанных в участок возможно только в тех исключительных случаях, когда протокол нельзя составить на месте.

Как отмечается в докладе для СЕ, власти РФ как бы провели работу над ошибками, в частности, копии решения ЕСПЧ по «делу Лашманкина» были направлены в госорганы и суды. И, к примеру, ВС вынес постановление № 28 в защиту публичных собраний, распорядившись, чтобы нижестоящие инстанции тщательнее разбирались в спорах об организации акций. Однако, сообщили правозащитники в СЕ, ужесточение мер в отношении общественных собраний в России не прекратилось, нормативные акты приобрели «еще более негативный и ограничительный характер».

«Большинство принятых нашими властями мер во исполнение позиции ЕСПЧ не имели юридической силы и поэтому являются неэффективными по своему характеру», – такими словами в отчете охарактеризован формальный подход госструктур. В документе также есть фразы об «общем невежестве» чиновников и негативном отношении к принципам, установленным ЕСПЧ, со стороны полиции и судов РФ.

Скажем, в позиции того же ВС, по мнению правозащитников, превалирует «формальный подход, позволяющий властям преследовать участника акции в судебном порядке исключительно на том основании, что собрание не было одобрено». Или, например, пробелы в законодательстве по конкретным срокам коммуникации между организаторами и властями принципиально не ликвидируются. И понятно, почему – это такой прием, когда чиновники после первого письма от организаторов о несогласии с отказом отвечают им уже после запланированной даты проведения мероприятия.

Правозащитники пожаловались в СЕ и на отсутствие эффективного судебного контроля в отношении произвольных отказов властей. «Позитивные указания из постановления ВС на практике редко выполняются властями и судами», – отмечается в докладе. К примеру, ВС указывал: суды должны принимать во внимание, что госорган обязан предложить конкретное альтернативное место и время проведения публичного мероприятия. Как правило, этого не происходит, но судьи не требуют от властей обоснования. Сами же суды вместо выработки мотивированного решения по отклонению исков, «просто копируют и вставляют в текст нормы законов или пункты постановления ВС № 28, а потом утверждают, что по этим причинам отказы и были законными».

Не ведется в РФ и статистика запретов акций, в регионах не публикуется информация о поданных заявках и итогах их рассмотрения. И при этом «причины отказа часто носят произвольный и дискриминационный характер». «Сама по себе процедура согласования акций ограничена жесткими и негибкими рамками, чем недобросовестно пользуются власти: спонтанную акцию согласовать невозможно, а чиновники специально отправляют ответы заявителям в последние минуты, стараясь затянуть весь процесс», – констатируют правозащитники.

Региональные администрации продолжают вводить дополнительные ограничения, которые сформулированы нечетко, содержат значительные пробелы. Допустим, в Петербурге закон об общественных мероприятиях не объясняет точно, какой госорган должен быть уведомлен о проведении публичного мероприятия. Или, к примеру, в ряде субъектов РФ от организаторов собраний в гайд-парках требуют заранее «информировать» о них.

Несмотря на позицию КС, не решена и проблема ограничения акций по месту. «После решения КС от ноября 2019 года некоторые российские регионы начали снимать запреты на проведение публичных мероприятий вблизи зданий, занятых государственными или местными органами власти», – подтвердили правозащитники, тут же указав, что все равно в стране до сих пор запрещено проводить митинги на большей части городского пространства.

В последней части доклада правозащитников изложены рекомендации, которые, как надеются авторы, с помощью СЕ будут донесены до российских властей. В частности, предлагается обязать чиновников объяснять, почему они отказались согласовать акцию и что они сделали, чтобы попытаться ее все-таки разрешить. Если такого разъяснения нет, мероприятие следует считать согласованным. Подачу же уведомления об акции надо сделать возможной как за несколько месяцев до запланированной даты, так и за пару дней до нее. Надо обязательно убрать запреты на публичные собрания на определенных территориях. И, конечно, в докладе упомянута ст. 212.1 Уголовного кодекса об ответственности за неоднократные нарушения закона о митингах, которую правозащитники предлагают отменить. А в ст. 20.2 КоАП о нарушениях во время публичных акций упразднить ответственность за участие в мирной, но несогласованной акции: «Считать, что спонтанные мероприятия не требуют согласования. Отменить норму, по которой акцию могут не согласовать только из-за нарушения сроков подачи уведомления».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
593
«Дурман» науки

«Дурман» науки

Александр Самохин

Дробление полученных результатов, чтобы опубликовать больше статей, как защитная реакция ученых

0
481
Соборный "Наказ" поставил под удар "русский мир" в Эстонии

Соборный "Наказ" поставил под удар "русский мир" в Эстонии

От политизации отношений церкви и государства страдают простые верующие

0
1582
Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Екатерина Трифонова

От судебных ошибок пострадают те, кому не хватит денег на хорошего защитника

0
1701

Другие новости