0
7078
Газета Политика Печатная версия

16.03.2020 20:23:00

«Если что-то пойдёт не так» - главный мотив обнуления сроков Путина

Тэги: конституционный суд, поправки, конституция, путин, президентский срок


конституционный суд, поправки, конституция, путин, президентский срок Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин с оценкой поправок к Конституции справился за два дня. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Конституционный суд (КС) 16 марта опубликовал положительное заключение на закон РФ о поправке к Конституции, дав добро как самим изменениям, так и процедуре их утверждения на общероссийском голосовании. Особое внимание было уделено норме о праве действующего президента выйти за рамки ограничения в два срока. Суд такую возможность не только подтвердил, но, по сути, и одобрил, хотя и подчеркнул, что пока она чисто теоретическая. Сам Владимир Путин заявлял о том же самом: мол, сначала пусть настанет 2024 год. В правящих кругах, по информации «НГ», данный подход описывают фразой «если что-то пойдет не так». Очевидно, решение КС отвечает запросу как элит, так и большей части народа страны. Но вопрос в том, есть ли у власти план, если что-то не так случится раньше – по экономическим или вообще эпидемиологическим причинам.

По большому счету председатель КС Валерий Зорькин и его коллеги в своем заключении скрупулезно объяснили, зачем принимается каждая из поправок. Поскольку текст изменений в Конституцию поступил в КС только вечером 14 марта, работу на 52 листах следует признать по-настоящему титанической. Дело в том, что за полтора месяца конституционной реформы ее контуры сильно размылись, вплоть до того, что возникало впечатление о намерении власти потрафить желаниям каждой из более или менее влиятельных общественных групп.

Однако КС все поставил на свои места. Например, по поводу самого закона РФ о поправке к Конституции «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» суд заявил, что при необходимости он может давать более развернутые оценки тем или иным предлагаемым нормам, в том числе опираясь на дискуссии в СМИ и интернете. Однако, как и предполагала «НГ», КС специально указал: «КС решает исключительно вопросы права и, следовательно, не рассматривает вопрос о целесообразности и предпочтительности того или иного варианта регулирования». А значит, он не станет высказываться о «необходимости включения конкретного положения непосредственно в конституционный текст, поскольку это исключительная дискреция конституционного законодателя», то есть парламента и президента. При этом, поскольку все правила принятия поправок к главам 3–8 Конституции соблюдены, то КС признал за собой право подготовить соответствующее заключение, назвав это «надлежащей юридической гарантией». Предстоящий плебисцит КС признал конституционным, хотя в процедурном законе №33-ФЗ его и не предусматривается, на том основании, что последний закон имеет статус ниже, чем закон о поправке. Тот аргумент, что это похоже на квазиреферендум, КС тоже отверг, заметив, что речь ведь идет не о принятии новой Конституции, а лишь поправки к ней. По ходу дела КС отверг и претензии ряда юристов на тот счет, что часть изменений в Конституцию была предложена ненадлежащими субъектами законодательной инициативы.

Оговорив все эти нюансы в начале своего заключения, КС последовательно разобрал представленные поправки по их очередности в тексте закона. При этом не только утверждая их правомерность и разъясняя отдельные тонкости конституционно-правового смысла. Это было сделано и в отношении приоритета российского права над международным, и по поводу появления в Конституции Бога, а также относительно понятия брака как союза между мужчиной и женщиной или языка государствообразующего народа РФ. Короче говоря, аппарат КС, видимо, реально мониторил информационные каналы все последние полтора месяца.

В отдельном разделе КС изложил свое видение новой конфигурации механизма сдержек и противовесов между ветвями власти, специально подчеркнув, что полномочия Госдумы и Совета Федерации реально расширились. Что же касается руководства правительством со стороны президента и его права самостоятельно назначать ряд членов кабинета, то это не более чем «придание конституционной легитимности» сложившейся практике. И конечно, КС признал допустимыми все те изменения, которые касаются усиления влияния президента на прокуратуру и любые российские суды, в том числе и на сам КС.

Как и обещал суд в самом начале своего заключения, особый акцент он решил сделать на поправке о так называемом обнулении президентских сроков Путина. «Решение о предельном числе сроков полномочий (сроков полномочий подряд)… всегда является, по существу, вопросом выбора баланса между различными конституционными ценностями», – отметил КС. С одной стороны, вроде бы демократия предполагает наличие жестких ограничений, но с другой – «конституционный принцип народовластия подразумевает возможность реализации народом права избрать на свободных выборах то лицо, которое он посчитает наиболее достойным должности главы государства, притом что его определение в рамках электоральной конкуренции всегда остается за избирателями». Таким образом, КС полностью подписался под аналогичными словами Путина, а следовательно, одобрил данный подход, напомнив, что власть главы государства в России ограничивает множество иных демократических институтов, например тот же самый КС.

Суд, кстати, вспомнил о своем прежнем решении от 1998 года, которое принималось по поводу сроков Бориса Ельцина. И ведомство Зорькина в связи с этим констатировало, что то прежнее решение не мешает принять новое хотя бы потому, что тогда в Конституцию не вносилась какая-либо поправка о возможности для действующего президента выйти из-под строгого ограничения. И конечно, тогда не планировалось какого-либо общенародного голосования по этому вопросу, а сейчас оно предстоит. «Это придает дополнительную конституционную легитимность соответствующему решению», – по сути, похвалил президента КС.

По информации «НГ», во власти возможность Путина принять решение об участии в выборах 2024 года описывают словами «если что-то пойдет не так». Сам президент, как известно, вообще рекомендовал не задумываться о данном вопросе до наступления этого самого 2024 года. С одной стороны, это, безусловно, отвечает запросам не только нынешней элиты, но и большей части граждан РФ. Сама власть за 20 лет как раз и вернула людей к прежним представлениям о том, что там, наверху, есть кто-то, кто о них думает и чье окно в Кремле горит всю ночь напролет. Так что есть лишь надежда на то, что за предстоящие четыре года будут предприняты все усилия для восстановления государственных институтов и появления политиков, достойных и способных ими руководить. Однако это только надежда, сомнений на этот счет гораздо больше.

К сожалению, приходится констатировать, что такую работу может, видимо, активизировать лишь такая ситуация, когда «что-то не так» начнет происходить уже в ходе текущей путинской легислатуры. Например, появятся новые экономические «черные лебеди» или, хотя не хотелось бы, вообще эпидемиологические. Не говоря уже банально о том, что ставка во всем на одного человека для государства часто кончается крайне неприятными последствиями. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 11-14 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 11-14 ноября в зеркале Telegram

0
979
Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
3178
Америка выбрала 47-го президента...

Америка выбрала 47-го президента...

Юрий Паниев

В Германии вышел из строя "Светофор"

0
3821
В новых губернаторах президент не видит технократов...

В новых губернаторах президент не видит технократов...

Иван Родин

В Конституционном суде победили правоохранители

0
3953

Другие новости