0
23230
Газета Политика Печатная версия

15.03.2020 20:49:00

Зорькин уводит поправки в тень

Конституционный суд недооценивает общественную значимость поставленного перед ним вопроса

Тэги: конституция, поправки, конституционный суд


конституция, поправки, конституционный суд Спикер Якутского заксобрания Петр Гоголев усомнился в праве отдельных депутатов и сенаторов вносить поправки в Конституцию. Фото с сайта www.iltumen.ru

На предстоящей неделе ожидается постановление Конституционного суда (КС) по закону о поправках к Конституции. КС начал работу в эти выходные в закрытом режиме. Такое право у него имеется, но его использование в данном случае, возможно, ошибочно, учитывая высокую общественную значимость вопроса. А главное, в контексте плебисцита по поправкам, которые КС получил за подписью Владимира Путина. Между тем конституционная дискуссия вернулась к процедурным тонкостям. Возможно, потому что оппозиция не надеется сагитировать граждан против содержания президентской инициативы.

КС должен оценить изменения, вносимые законом «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», по двум направлениям.

Первое – не противоречат ли они неизменяемым главам 1.2 и 9 Основного закона. Второе – соблюдена ли процедура вступления поправок в силу. И прежде всего имеется в виду запланированное на апрель общероссийское голосование.

КС приступил в рассмотрению документа вечером 14 марта – сразу после того, как президент подписал закон о поправках к Конституции и тот был опубликован на официальном интернет-портале, а стало быть, вступил в силу. Факт начала работы, правда, зафиксирован лишь в сообщении пресс-службы КС. Из того же источника, по всей видимости, исходит и такое разъяснение закрытости данного разъяснения – мол, сторон у процесса нет, а значит, публичных слушаний и не предполагается.

Неизвестно также, поступило ли в КС специальное обращение президента или же суд удовлетворился фактом вступления в силу закона о поправках. Это существенный вопрос, потому что ситуация оказалась не просто крайне запутана с юридической точки зрения, о чем «НГ» не раз писала за последние полтора месяца. Дело еще и в том, что как раз процедуру получения заключения от КС сам суд и должен оценить с учетом как Конституции, так и своих прежних правовых позиций. Напомним, что в президентском законе три статьи, из которых действовать начала только последняя, процедурная. Первые две – изменения текста Конституции и общенародное голосование за них – считаются отложенными до решения КС.

Одна из проблем этого запутанного нормативного регулирования состоит в том, что в профильный закон о КС корреспондирующие нормы не внесены, а значит, суду, с одной стороны, будет непросто считать себя правомочным на какие-то определяющие высказывания. А с другой стороны, в нынешней ситуации, кажется, больше конституционного духа, чем буквы. Нынешний председатель КС Валерий Зорькин еще никогда не отказывал первому в приоритете над последней, хотя букву он тоже уважает. В общем, поэтому можно предположить, что данная процедурная тонкость будет интерпретирована надлежащим образом.

По просьбе «НГ» один из квалифицированных экспертов, который в силу специфики своего статуса не мог выступить открыто, пояснил, что КС, решая о закрытом характере рассмотрения поправок к Конституции, опирался на статью 47.1 своего профильного закона «Разрешение дел без проведения слушания». Такой формат, подтвердил эксперт, вообще предполагает лишь публикацию получившегося решения, публичного оглашения не проводится. Назначается данный формат в том случае, если КС, как следует из закона, «придет к выводу о том, что вопрос может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях КС РФ правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав стороны». Сторон в этом деле действительно нет, напомнил эксперт, а КС уже высказывал мнение о поправках к главам 3–8 Конституции. Суть этой точки зрения в том, что таким образом осуществляется полное право законодателя.

Юрист Александр Кобринский пояснил «НГ»: «Надежды на рассмотрение в открытом режиме нет, но в принципе нигде в законе не сказано, как рассматривать такого рода документы». Эксперт подтвердил, что вроде бы сторон нет – ни заявителя, ни ответчика, а «просто дается оценка». «Но дело не в этом, здесь другая проблема: как судьи открыто будут объяснять свое решение о том, что для президента нынешний срок не является последним возможным сроком», – заявил Кобринский. На вопрос «НГ», были ли прецеденты закрытого рассмотрения в КС важных для страны вопросов, он ответил с ходу – именно таким образом КС единогласно одобрил закон о присоединении Крыма к России.

Остается, правда, надежда на то, что в условиях неотработанности всей процедуры КС все-таки решится хотя бы на публичное оглашение своего решения. Напоминая Зорькину о духе «живой Конституции», о которой он сам все время говорит, стоит, видимо, заметить, что президентские поправки – это безусловно общественно значимый вопрос. Корректировка Основного закона и производилась во многом потому, чтобы привести его к современным реалиям, а главное, наступающим вызовам нового времени. Но тогда получается, что президент призывает и даже принуждает всю страну меняться, соответствовать духу времени, а КС этого делать как бы не хочет. Между тем одно из требований современного мира – это, без сомнения, большая публичность и вовлеченность граждан, хотя бы даже в виде зрителей.

Что же касается сути действий КС, то тут, как ни парадоксально, ему при желании вообще можно ничего не предпринимать. Достаточно будет сослаться на прежние правовые позиции – и вот уже поправку об «обнулении» президентских сроков можно в особую категорию и не выделять. Именно по поводу этого изменения оппозиция сейчас раскидывает по соцсетям ссылку на петицию в адрес КС, от которого требуют остановить «всевластие Путина». С правомерностью плебисцита будет немного посложнее – поскольку по нормам процедурного закона № 33-ФЗ от 04.03.98 закон о поправке после одобрения двумя третями заксобраний субъектов РФ считается действующим, а подпись президента под ним определяется как формальность перед публикацией.

Напомним, что власть решила несколько иначе интерпретировать закон № 33-ФЗ, не внося в него, правда, никаких соответствующих изменений (см. «НГ» от 22.01.20). И поэтому оппозиция сейчас решила опять цепляться именно за формальные моменты. Большим подспорьем этому стало выступление спикера парламента Республики Саха (Якутия) Петра Гоголева. Якутские депутаты, конечно, одобрили президентские поправки. Но их руководитель, который оказался не просто чиновником-единороссом, а уважающим юриспруденцию профессором права, сделал одно небольшое замечание. Он отметил, что часть изменений Конституции была произведена ненадлежащими субъектами – небольшими группами депутатов или сенаторов, а то и вовсе главами профильных комитетов обеих палат Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом. Между тем в Конституции говорится, что поправки могут вносить президент, Госдума и Совет Федерации в целом как органы, правительство, парламенты регионов, а также группы депутатов ГД и членов СФ в количестве не менее 90 человек. И при этом (см. «НГ» от 22.01.20) предыдущие два раза – в 2008 и 2014-м – Основной закон менялся именно по такой схеме. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
3177
Следствию разрешат быстрее заводить новые дела

Следствию разрешат быстрее заводить новые дела

Екатерина Трифонова

Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс сокращают межведомственный бумагооборот

0
3753
Оппозиция Молдавии штурмует Конституционный суд

Оппозиция Молдавии штурмует Конституционный суд

Светлана Гамова

В числе борцов за справедливый приговор еврореферендуму и сами судьи

0
4226
В онлайн-правосудии продолжаются принципиальные сбои

В онлайн-правосудии продолжаются принципиальные сбои

Екатерина Трифонова

Одна лишь цифровизация КоАП не обеспечит соблюдение презумпции невиновности

0
3125

Другие новости