Фото агентства городских новостей "Москва"
Уже 20 февраля появится ответ на предпоследний зависший вопрос по реформе Конституции. Рабочая группа по поправкам обсудит процедуру общероссийского голосования, затем последует и решение о дате. А 18 февраля стала понятна механика взаимодействий между президентом, правительством и парламентом. Усиления Госдумы не происходит, положение Совета Федерации будет зависеть от персон сенаторов. Президент берет в руки исполнительную власть не де-факто, как сейчас, а частично де-юре. То есть под Основным законом стирается имя Бориса Ельцина, теперь автор текста – Владимир Путин. Эта трансформация, похоже, разъясняет и последний на сегодня вопрос о спешке. Если Конституция новая, то возможно обнуление как прошлых договоренностей, так и сроков – и с таким рестартом лучше не затягивать.
Президент встретился с лидером фракции «Единой России» в Госдуме Сергеем Неверовым. Как отметила пресс-служба Кремля, это лишь эпизод планового общения главы государства с политическими руководителями нижней палаты. Сомнения в том возникли после того, как стало известно, что Неверов попросил Путина обсудить со всей думской четверкой разрабатываемые сейчас поправки к Конституции. А тот не просто согласился, а обещал оперативную встречу.
Обычно на таких мероприятиях и оглашаются важные государственные решения – прежде в рамках «крымского консенсуса», ныне, видимо, какого-то другого. Скажем, «манежного» – по тому месту, где президент 15 января и произнес конституционное Послание Федеральному собранию. И такие важные решения в ближайшее время, безусловно, предстоят. Например, на заседании рабочей группы по подготовке предложений об изменении Конституции 18 февраля наконец был объявлен дедлайн с определением процедуры предстоящего общероссийского голосования по поправкам к Основному закону.
20 февраля, пояснил сопредседатель рабочей группы Павел Крашенинников, ее члены должны «подготовить текстуально поправку в Конституцию ко второму чтению». Глава комитета Госдумы по законодательству сообщил, что на заседании рабочей группы выступят представители Центризбиркома со своим видением формата плебисцита, затем это превратится в один из пунктов статьи 2 президентского законопроекта. «Только после этого мы сможем говорить о конкретной дате», – подчеркнул Крашенинников.
Таким образом, скоро появятся ответы на два надоевших вопроса – как власть оформит всенародное голосование, которое не является референдумом, и когда его проведут. Напомним, что, по последним слухам, это может быть и не ленинский день – 22 апреля, а 29-е. Еще более важно, что в этот вторник возникла относительная ясность по поводу новых узлов госмеханизма, которые предложил Путин. В ходе Послания он сорвал овации зала после сообщения о праве Госдумы самостоятельно выдвигать правительство, которое президент будет лишь утверждать. И не сможет не утвердить, подчеркнул Путин под очередную порцию бурных и продолжительных аплодисментов.
Будничная реальность, которой занимается профильный комитет ГД, сложилась, как оказалось, по-иному. Например, решено не давать депутатам полномочий по инициированию отставки как бы самостоятельно выдвинутых ими министров. Крашенинников объяснил это логикой самого выдвижения этих чиновников – мол, ГД отнесется к их кандидатурам настолько ответственно, что требовать отставок не понадобится. Вместо того чтобы внести эту страховочную деталь, решено поставить другую – право президента распустить Госдуму, если та не утвердит более трети состава кабинета, который ей будет предлагать новоназначенный премьер. Таким образом, несмотря на все уверения, что механизмов упрощенного роспуска нижней палаты в Основной закон не закладывается, один из них налицо.
О еще более важной новации во вторник было объявлено в перечислении «среди прочего». В статье 83 предлагается прописать, что президент осуществляет общее руководство правительством РФ. Появится и норма о персональной ответственности главы кабинета министров за исполнение законов, а также указов, распоряжений и поручений президента. Напомним, что сейчас в Конституции, которую называют ельцинской, роли главы государства и главы правительства четко разделены. За первым – стратегии страны и общее руководство всей властью, недаром он объявлен гарантом Конституции. За вторым – тактика и оперативное управление госаппаратом. Путин за время после своего второго пришествия в Кремль де-факто эти нормы дезавуировал – и теперь, как и ряд других его практик, все это будет прописано в Основном законе.
Конечно, де-юре не будет указано, что глава государства одновременно возглавляет и исполнительную власть. Однако, как считает, скажем, лидер ПАРНАСа Михаил Касьянов – сам бывший путинский премьер, глобальный контекст Конституции меняется хотя бы потому, что у президента теперь будет персональное право назначать силовиков и прочих особых министров. Сейчас, пусть и формально, эти имена ему приносит все-таки председатель правительства.
Стали известны и еще некоторые интересные предложения – к примеру, закрепить в Конституции более подробный механизм отрешения президента от должности, который сейчас прописан в законе. Судя по всему, по ходу переноса вся процедура претерпит небольшие страховочные изменения, чтобы в будущем ни у кого не возникло соблазна расширять перечень тяжких преступлений. А сопредседатель рабочей группы Андрей Клишас все же приоткрыл тайну возможных полномочий Госсовета, которых у него, похоже, и не будет – кроме оценки эффективности нацпроектов и качества жизни в регионах. То есть пока данная конституционная норма остается спящей про запас. А это показывает, что процесс конституционных изменений не является делом заранее продуманным, это скорее живое творчество, которое рождается в спорах среди правящего класса. Тем не менее все более очевидно, что дорогу по превращению Конституции из ельцинской в окончательно путинскую власть, похоже, решила пройти до конца.
Остается один вопрос, на который пока нет ответа, – зачем с этим так явно спешить? Напомним, что одна из версий авральных конституционных реформ – это создание условий для отставки Дмитрия Медведева. Дескать, ситуация резко меняется, а значит, и все прежние договоренности устаревают. Тот же подход вполне можно использовать и, скажем, для решения об обнулении сроков президентства Путина: Основной закон стал кардинально другим, и это еще поддержано всем народом.
Авторы общественно-политических Telegram-каналов отмечали те аспекты, которые им показались наиболее важными в обсуждении в этот день. «Среди туманных аспектов предстоящего народного голосования была агитация. При ее регламентировании не понятно, кто будет субъектом. На выборах — это партии и кандидаты, на референдуме — инициативные группы. А кто в данном случае — в том-то и вопрос», - полагает «Темник».«В законопроект о Конституции РФ внесена поправка, согласно которой президент осуществляет общее руководство правительством», - цитирует в своем канале главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов Павла Крашенинникова, сопредседателя рабочей группы по разработке предложений по внесению изменений в Конституцию.
комментарии(0)