0
5389
Газета Политика Печатная версия

16.02.2020 20:16:00

Секретная инструкция главнее правосудия

Человека можно держать под стражей и после решения о незамедлительном освобождении

Тэги: заключенные, сизо, освобождение, фсин, правозащита, адвокаты


При освобождении заключенных из СИЗО Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) нередко затягивает процедуру на дни и даже недели. По информации «НГ», адвокатское сообщество решило бороться с такими фактами неуважения к правосудию. При этом людей не выпускают из-под стражи на основании закрытой инструкции, говорящей о получении сотрудниками СИЗО оригинала судебного решения. Таким образом, гражданина незаконно лишают свободы из-за формальностей, которых в эпоху интернета просто не может быть.

Человека, освобожденного судом, могут еще какое-то время держать взаперти «согласно внутренним инструкциям». Показывать их ФСИН отказывается, поскольку это документы «ограниченного распространения». Речь, видимо, идет о приказе Минюста от 2005 года по работе отделов специального учета СИЗО и тюрем ФСИН, который якобы не позволяет освободить заключенного до тех пор, пока в учреждение не придет официально заверенное решение суда.

В результате, отметил член Ассоциации юристов России Алексей Гавришев, де-юре уже свободного человека могут продержать под стражей дни, а то и недели. По его словам, сотрудники СИЗО перестраховываются. При этом они, по сути, «крадут у людей законные дни свободы». Гавришев напомнил, что адвокатское сообщество неоднократно требовало немедленного исполнения судебных решений об освобождении. Для этого всего лишь нужно разрешить использование оперативных каналов передачи копий документов – например, электронной почты или факса.

К примеру, в прошлом году была громкая история с жительницей Краснодарского края, обвиняемой в мошенничестве, Людмилой Бештоевой, которая упала в суде в обморок, но судья продолжила чтение приговора. У Бештоевой были серьезные проблемы со здоровьем: в ходе следственных действий случился микроинсульт, атрофировалась левая часть лица и тела. Учитывая тяжелое состояние ее здоровья, апелляционный суд заменил реальный срок на условный. Заседание проходило в режиме видео-конференц-связи из СИЗО, то есть его руководство было в курсе решения. Тем не менее она провела под стражей еще 19 дней, ожидая почтовой доставки документов.

Позднее в ходе проверки выяснилось, что бумаги пришли в СИЗО спустя 12 дней после приговора, но еще неделю Бештоеву продержали в изоляторе «по непонятным причинам». Адвокат юркомпании BMS Law Firm Татьяна Пашкевич констатировала, что, к сожалению, многие законы «извращаются должностными лицами до абсурда». Прикрываясь ведомственными инструкциями, отметила она, СИЗО игнорируют и позицию Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Тот в одном из последних дел в очередной раз указал, что «соблюдение формальностей, связанных с освобождением, не может служить оправданием». Задержка освобождения более чем на несколько часов свидетельствует о нарушении пункта 1 ст. 5 Конвенции о правах человека.

Однако, напомнила Пашкевич, есть и противоположные примеры излишней скоропалительности в исполнении решений судов сотрудниками ФСИН: бывших арестантов буквально выставляют на улицу без денег, в ночное время, когда уже не ходит общественный транспорт, а также без сезонной одежды. Судебные решения, считает адвокат, конечно, должны исполняться незамедлительно, но «с учетом гуманного отношения к людям».

Пашкевич отметила, что когда активно развиваются информационные коммуникации между разными ведомствами, о чем свидетельствуют те же судебные процессы в режиме онлайн-связи, «по каким-то причинам в органах ФСИН до сих пор наблюдается промедление в исполнение судебного решения, уже оглашенного судом, из-за того, что его необходимо получить на бумажном носителе». Она также настаивает на оперативном изменении архаичной ведомственной инструкции.

По информации «НГ», адвокаты требуют и решения еще одной проблемы СИЗО – необоснованного перевода осужденных, ожидающих решения апелляционной инстанции, в отдаленные от суда изоляторы. ФСИН объясняет это их переполненностью. К примеру, ту же Бештоеву после суда первой инстанции этапировали из Краснодарского края в Волгоград. Если бы не это, ей, вероятно, не пришлось бы ждать свободы 19 дней. По мнению юристов, «нужен запрет на перевод граждан, осужденных судом первой инстанции, в отдаленные от суда изоляторы».

Как сказал «НГ» член Адвокатской палаты Москвы Александр Иноядов, есть и другие явно абсурдные правила. Скажем, если осужденного судом первой инстанции помещают в СИЗО до апелляции, то ему уже отказывают в праве на медосвидетельствование, ведь он уже не подозреваемый или обвиняемый. По мнению эксперта, это нарушает право человека на медпомощь. Поэтому для должностных лиц СИЗО должна быть закреплена обязанность о направлении человека на медосвидетельствование вне зависимости от его статуса. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
2120
У слабослышащих нет коммуникации со ФСИН

У слабослышащих нет коммуникации со ФСИН

Екатерина Трифонова

Сотрудники тюрем и колоний произвольно толкуют правила внутреннего распорядка

0
2422
На адвокатов давит "тайна следствия"

На адвокатов давит "тайна следствия"

Екатерина Трифонова

Неугодных защитников могут подвергнуть уголовному преследованию

0
2124
Психиатрия становится карательной не сама по себе

Психиатрия становится карательной не сама по себе

Екатерина Трифонова

Суды принимают решения и о принудительном лечении, и о компенсациях за него

0
3497

Другие новости