Рабочая группа по поправкам к Конституции продолжает собирать прием актуальных инициатив. Фото с сайта iZak.ru
Федеральная палата адвокатов (ФПА) не просто так предлагает упомянуть в Конституции РФ адвокатуру как независимую часть системы правосудия. Есть у ФПА и другие инициативы по этой же теме. Например, предусмотреть в Основном законе недопустимость воспрепятствования адвокатской деятельности, усложнить процедуру привлечения защитников к уголовной ответственности. И если власти надо будет разбавить поправки президента какими-то другими, то под рукой у нее будет одна из немногих понятно сформулированных норм.
ФПА предлагает сформулировать в Конституции норму о том, что адвокатура является независимой самоуправляемой частью правосудия, функции и организация которой определяются федеральным законом.
Делается вывод, что в 1993 году авторы Основного закона, видимо, слишком торопились с его составлением – и им явно было не до института адвокатуры. И поэтому сейчас «это слово присутствует в тексте Основного закона лишь там, где речь идет о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами». Исправить ситуацию возможно через переименование главы 7 «Судебная власть и прокуратура» в «Судебная власть, прокуратура и адвокатура». «Поправка необходима не только для того, чтобы изменить «обвинительное звучание» Конституции, но и для закрепления принципа состязательности защиты и обвинения сторон», – говорится в документе ФПА, который будет направлен в Госдуму.
По информации «НГ», ранее один из сопредседателей Рабочей группы по изменению Конституции – сенатор Андрей Клишас на встрече с представителями ФПА уточнил, что поправки «могут не ограничиваться предложениями, обозначенными в Послании президента Федеральному собранию».
Президент Адвокатской палаты Воронежской области Олег Баулин допустил вероятность принятия таких изменений: «Адвокатура по своей исторической роли и по современным законодательно установленным функциям и направлениям деятельности – это неотъемлемый элемент российского правосудия». Лишь упоминания этого института в Конституции, по его мнению, недостаточно. «Роль адвокатуры в Основном законе государства, несомненно, должна быть отражена. Или, точнее сказать, восстановлена. И в Конституции СССР, и в Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 года в числе конституционных основ правосудия определялся статус не только адвокатуры, но и коллегий адвокатов. И это было правильно», – подчеркнул Баулин.
Юридическое сообщество, напомнил «НГ» председатель совета партнеров адвокатского бюро LOYS Денис Пучков, давно говорит о необходимости закрепления фактического статуса адвокатуры как института, обеспечивающего осуществление правосудия. Это закрепит за адвокатами не только обязанности, но и дополнительные права. Внести такие изменения в Конституцию значит укрепить принцип правосудия, предполагающий состязательность и равноправие сторон.
Вместе с тем, отметил Пучков, в ст. 48 Конституции, которая гарантирует гражданам получение квалифицированной юрпомощи, нужно закрепить «дополнительные конкретные гарантии». Сейчас эта норма не уточняет, кто такую помощь оказывает. Эксперт настаивает, что без этого не обойтись: «Квалифицированная помощь не зависит от типа судопроизводства и предоставляется государством. Эта помощь должна быть регламентирована законом, где был бы указан главенствующий субъект оказания этой помощи». Речь идет о том, чтобы квалифицированную юрпомощь могли оказывать только члены юридического сообщества, на которых «должны распространяться не только права, но и обязанности».
По словам адвоката Ольги Власовой, включение статьи об адвокатуре именно в главу 7 Конституции позволит в должной мере закрепить там «основополагающий принцип судопроизводства – состязательности и равноправия». Однако, кроме того, прямо в Основном законе стоило бы указать, что адвокаты могут привлекаться к уголовной ответственности только в порядке, определяемом федеральным законом. То есть в принципе усложнить эту процедуру, чтобы впоследствии эти основополагающие нормы позволили установить и наказание за воспрепятствование адвокатской деятельности.
Следует не только указать на адвокатуру как на один из институтов гражданского общества, но и прописать, что воспрепятствование осуществлению адвокатской деятельности преследуется законом, сказал «НГ» президент Палаты адвокатов Нижегородской области Николай Рогачев. «Первая и вторая главы Конституции провозглашают права граждан. Их соблюдение – это первостепенная задача государства. А ее реализация происходит в том числе и с помощью института адвокатуры. В связи с этим вторая глава была бы только усилена новой статьей в главе седьмой», – считает Рогачев.
комментарии(0)