0
10109
Газета Политика Интернет-версия

23.01.2020 19:26:00

Когда историк скатывается до «фашистов-бендеровцев»

«Индекс предательства» стал медвежьей услугой для России в год 75-летия Победы

Артур Приймак

Об авторе: Артур Александрович Приймак – обозреватель приложения «НГ-религии».

Тэги: история, фашизм, историческая память, индекс правительства


история, фашизм, историческая память, индекс правительства Фото сайта rusvesna.su

К юбилею разгрома гитлеровской Германии ведущий российский фонд «Историческая память» готовит уникальное исследование по нацистским коллаборационистам. Как говорят авторы, его уникальность в том, что позволит отобразить в процентном соотношении, сколько предателей нацисты смогли завербовать в оккупированных странах. Обиходное название исследования – «Индекс коллаборации», или «Индекс предательства».

Расчет авторы «Индекса» вели по формуле «один вооруженный предатель на 10 тыс. населения оккупированной территории». Зрительно «Индекс предательства» выглядит как своеобразный антирейтинг стран. На последней, 20-й, позиции стоит Греция (44,4 человека на 10 тыс. населения), на первой – Эстония (884,9 человека). У Советского Союза – 14-я позиция (120,3). И непонятно, почему авторы «Индекса» дали цифры по коллаборационизму в СССР без республик Прибалтики (что авторы сами же и оговорили). Ведь к 22 июня 1941 года Эстония, Латвия и Литва входили в СССР! Жители этих республик сражались в рядах Красной армии, многие стали Героями Советского Союза. Вычленять прибалтов в отдельную группировку некорректно. Если следовать методологии авторов, надо дать как суверенные государства оккупированные нацистами Украину, Молдавию и Белоруссию. А как быть в таком случае с Грузией, Арменией, Азербайджаном, Казахстаном и странами Средней Азии? Они не были оккупированы. Но гитлеровцы из уроженцев этих республик формировали национальные легионы (каждый равен примерно пехотному полку или дивизии), полицейские, охранные и прочие части. Странам Балтии в «Индексе предательства» можно быть суверенными государствами – как Франции или Норвегии. А чем другие республики бывшего СССР тогда провинились? И как тогда быть с Андреем Мельником, Степаном Бандерой, командиром «Грузинского легиона» Шалвой Маглакелидзе и другими пособниками Гитлера? Ведь у них вообще не было советских паспортов... Непонятно, в какую категорию записывать и присягнувших Гитлеру русских эмигрантов…

Хорватия (4-е место) и Словакия (5-е) авторами «Индекса» обозначены в кавычках – как не обладающие суверенитетом марионеточные государства, державшиеся только на гитлеровских штыках. Вообще-то словацкий режим Иозефа Тисо был признан Великобританией, Францией и другими участниками мюнхенского раздела Чехословакии. Словакию признали в Ватикане, США и СССР. До Великой Отечественной войны у словаков было посольство в Москве. Та же самая история – с марионеточным усташским режимом Анте Павелича в Хорватии. Своего посольства у усташей в Москве не было, но СССР сообщался с Хорватией через свое полпредство в Вене. 22 июня 1941 года в Загребе вступили в войну против СССР напрямую, с соблюдением всех норм дипломатического этикета. Безграмотно считать, что марионеточные усташи не имели своего мнения и смотрели в рот немцам или итальянцам. Как раз наоборот, истребление евреев, сербов и цыган в Хорватии усташи проводили полностью вне рамок гитлеровской расовой политики в Европе. За всю историю лагеря смерти Ясеновац в его комендатуре никогда не хозяйничали эсэсовцы из рейха. Разгромленной под Сталинградом хорватской «Дьявольской дивизией» командовал хорват Виктор Павичич, офицерами были хорваты, обладатели хорватских воинских званий. А в 15-й добровольческой (Латышской) дивизии СС высшие и старшие командные должности были по умолчанию закреплены только за немецкими эсэсовцами, младший по званию немец из дивизии мог не отдавать честь более старшему по званию латышу… При этом в «Индексе» Хорватия – марионетка, а Латвия нет.

Еще интереснее в «Индексе» с Францией (19-я позиция). Франция дана целиком – без учета раздела в 1940 году на немецкую зону оккупации и Французское государство Анри Петена (режим Виши). Франция Петена к началу Второй мировой войны была самостоятельным субъектом международного права, имела все атрибуты суверенного государства, и, особо подчеркиваем, дипотношения с СССР. Вишисты воевали на стороне Германии как иностранные добровольцы, а не в качестве «неарийцев» из рейха наподобие украинцев. В «немецкой» Франции немцы также дали французам ограниченную автономию. Депортации французских евреев в лагеря смерти там проводились силами французской жандармерии, а не гестапо (как и у вишистов). Примечательно и то, что списки на депортацию в ряде случаев жандармы составляли не под диктовку немцев, а произвольно. Скажем, когда в Берлине требовали выслать из Парижа евреев – иностранцев мужского пола, французы хватали всех еврейских мужчин подряд.

До августа 1944 года режим Виши и север Франции существовали как два отдельных государства. На этом основании обе части Франции в «Индексе» должны быть представлены отдельно, что авторами «Индекса» почему-то не было сделано.

В «Индексе» вызывает много вопросов исследование по коллаборационизму в СССР. Принцип отсчета «число предателей на 10 тыс. человек» очень похож на позднесталинский стереотип «выжил при немцах – значит, предатель» или то, как нацисты при «эксцессах» убивали в концлагерях каждого десятого заключенного. В теории – нужно заключать в отдельные группировки добровольных перебежчиков из Красной армии, предателей из военнопленных, узников концлагерей и гетто и гражданское население на оккупированных территориях. В последней группе историки обычно отделают активных коллаборантов от так называемых вынужденных. Как известно по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия», служба в нацистском учреждении для жителя оккупированной территории могла быть прикрытием, а сам «коллаборант» – партизаном.

Авторы «Индекса» оговорили: коллаборантом в чистом виде считается тот, кто носил немецкое оружие. И это с научной точки зрения также некорректно. Палач гестапо из украинского города Ромны Александр Юхновский, на чьей совести смерти более 2 тыс. советских людей, служил у немцев переводчиком и писарем. В лучшем случае таким служакам немцы доверяли хлыст, из которого стрелять нельзя. Не каждый советский человек, кто ходил с немецкой винтовкой и повязкой, был идейным предателем и палачом советского народа. Кем был до августа 1943 года командир 1-й Антифашистской партизанской бригады Владимир Гиль-Родионов? Командиром соединения СС из бывших красноармейцев, которое охотилось на партизан.

Собибор, Майданек и Треблинку охраняли «травниковцы» – вспомогательная полиция из бывших военнопленных, для них стирали, готовили и сожительствовали с ними приехавшие в Польшу украинки. «Травниковцы» – предатели, это не обсуждается, а вот что делать с их сожительницами? Лично они никого не убили. Но они, прекрасно зная, что творится в лагерях уничтожения, не пытались остановить убийства и даже присваивали себе имущество убитых евреек. А сколько таких «невинных» было в других странах, включая СССР?

В «Индексе предательства» много разных дыр, непростительных и студенту провинциального истфака. Отсюда можно сделать вывод, что цель создания «Индекса» – не сохранение исторической памяти, а троллинг стран Балтии и Польши за то, что правительства этих стран назвали СССР виновником Второй мировой войны. Такой подход хорош только для популярных у домохозяек ток-шоу про «фашистов-бендеровцев». «Фашисты-бендеровцы» в данном случае – мем, обозначающий неумную шапкозакидательскую пропаганду на российских ток-шоу насчет Украины.

Такой подход авторитету России на международной арене только вредит. И сам историк, эксплуатируя низменные инстинкты телевизионной аудитории, превращается из исследователя в шоумена.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
1969
Дело сотрудника из кастрюли

Дело сотрудника из кастрюли

Геннадий Евграфов

Рассказ об Азефе, убийстве Плеве, бомбистах и кукловодах

0
1519
Конфликт красоты с политикой

Конфликт красоты с политикой

Ингвар Емушев

Литературный залп в «колыбели революции»

0
956
У нас

У нас

Юлия Горячева

0
1150

Другие новости