Президент представил Госдуме 21 страницу поправок в Основной закон. Фото с сайта Государственной думы РФ
Проект закона о поправке к Конституции, который 20 января внесен в Госдуму президентом Владимиром Путиным, имеет собственное название – «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Речь идет только о тех предложениях, которые он высказал в Послании Федеральному собранию. Небольшие отличия присутствуют, но они только подчеркивают однозначный смысл предстоящих изменений: полномочия президента РФ становятся более обширными. Госдума получает право назначать премьера и министров правительства, но их кандидатуры депутатам будет представлять глава государства. Замену членов кабинета министров производить сможет тоже только он без участия парламента.
Президентская поправка к Конституции занимает 21 стандартный лист, она оформлена в виде последовательного перечня изменений глав и статей Основного закона. 21 января на Охотном Ряду пройдет специальное заседание Совета Госдумы, который определится со всеми необходимыми сроками для работы профильного комитета и затем голосования нижней палаты в первом чтении. Что-то подсказывает, что все эти временные интервалы окажутся максимально сжатыми.
Что касается самого проекта закона «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», то в нем те разделы Конституции, которые запрещены для корректировки через голосование Федерального собрания, останутся нетронутыми. Правда, от этого многие проектные нормы выглядят несколько искусственно, они как бы подвисают в воздухе. А отдельные вообще разрывают конституционную ткань. Это прежде всего касается взаимоотношений в треугольнике президент–правительство–парламент, который, кстати, вопреки обещанию сохраняется именно в таком формате.
Трудно понять, чем нынешняя «дача согласия» Госдумой президенту на назначение премьера отличается от будущего назначения главы правительства депутатами, если жестко сформулировано, что представлять им кандидата будет лишь президент. При этом не сказано, на основании чего он это должен делать: с учетом имеющегося в нижней палате партийного большинства или блока, после консультаций с фракциями и т.д. и т.п. Можно предположить, что по логике так и будет, но руки президенту решено не связывать. Представлять вице-премьеров и министров также будет только президент: о праве Госдумы набрать их самостоятельно нет ни слова, зато все отставки – это прерогатива главы государства.
Как и прежде, структуру правительства будет определять лично он по представлению премьера, назначение силовиков и спецведомств также остается в одних руках. И что с того, что проголосовать за них все-таки предлагается депутатам, а сенаторам – поучаствовать в соответствующих консультациях. Заметим, что у Совета Федерации вообще большой праздник. Члены СФ получили право не только принимать решения президента по силовикам, прокурорам и судьям, которых они будут теперь изгонять, но и именоваться сенаторами РФ, правда, в скобках после обычного словосочетания «член СФ».
Главная новация Послания совсем не удалась – сформулировать положение и полномочия Государственного Совета РФ в Основном законе не получилось, для этого необходим будет специальный закон.
Пока история с Госсоветом в Конституции реализована через пункт «ж» 1 статьи 83. Этот орган формируется «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти, определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». То есть в Госсовет будет как бы делегирована часть компетенции президента, но скорее всего лишь формально. Впрочем, кто туда будет входить по должности или персонально, какие решения Госсовет сможет принимать, будет ли там пост председателя и т.д. – все это предстоит узнать позднее.
Судя по скорости, с которой проводятся правовые и кадровые изменения, можно предположить, что проект закона о Госсовете появится скоро. И это, возможно, позволит понять, в чем смысл конституционной реформы и почему она проводится в режиме спецоперации. Заметим, что в связи с появлением в Госдуме президентского законопроекта, видимо, следует сделать вывод: других поправок не ожидается.
Последняя статья документа говорит о его вынесении на «общероссийское голосование». Это явно неслучайная формулировка, которая призвана развести будущую квазиэлекторальную процедуру с голосованием всенародным, то есть референдумом. Между тем, как заявил председатель комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников – один их трех сопредседателей конституционной рабочей группы, вступление в силу данного закона будет «лестничным». То есть для каждой поправки может быть установлен свой переходный период. В нынешней редакции текста ничего подобного нет, но поскольку Крашенинников уже назначен официальным представителем президента по этому законопроекту, то ему, похоже, виднее. И предположим сразу, что здесь ожидается подковерная борьба внутри власти.
Пока законопроект представляет собой последовательный перечень вносимых изменений в главы с 3 по 8-ю. Скажем, в статье 75 (глава 3) как раз и появились указания на минимальную зарплату и пенсии, которые должны быть «достойными» и индексироваться. А в статье 77 изложена новая версия более жесткого ограничения чиновникам на связь с заграницей. Одинаковые формулировки прописаны по всему тексту Основного закона. Приоритет российского права над международным изложен крайне коряво – в статье 79, говорящей об участии РФ в межгосударственных объединениях. При этом в каждом договоре России приоритет ее Конституции и так обязательно подчеркивается.
Основной массив правок затрагивает главу о роли и полномочиях президента. Тут сделано уточнение, что требование 25 лет постоянного проживания на территории РФ для любого кандидата на этот пост не распространяется на государства или их части, которые вошли в состав России, то есть жители Крыма дискриминации не подвергнутся, а вместе с ними – и все последующие сопредельные территории. Слово «подряд» в отношении двух президентских сроков исчезло. Самым радикальным усечением конституционной ткани выглядят поправки в отношении Конституционного суда (КС) и его новой роли в укреплении власти президента. Во-первых, вместо 19 судей останется 11, а значит, все нелояльные и потенциально нестойкие из состава КС будут выведены. Во-вторых, с помощью КС президент сможет отказываться от подписания даже конституционных законов, которые сейчас в случае их принятия Госдумой и Совфедом он обязан ввести в действие и опубликовать.
комментарии(0)