Губернатору Забайкальского края Александру Осипову высокое доверие оказано на фоне низкой явки.Фото РИА Новости
Осенью 2019 года руководители 19 субъектов РФ прошли через избирательные процедуры. В 16 были прямые выборы, в трех – решения парламентов. При этом только у четырех глав регионов наступал очередной срок, остальные же на дату единого дня голосования (ЕДГ) 8 сентября значились как временно исполняющие обязанности (врио) губернатора. Расклад был предопределен серией отставок в течение осени 2018-го – весны 2019-го, которые получили название «губернаторопад».
Из 16 субъектов РФ врио были в 13. Шестеро получили посты в октябре 2018-го, один – сахалинский, Василий Лимаренко – в декабре, пятеро – в марте 2019-го. В Астраханской области еще одному «адъютанту Путина», Игорю Бабушкину, пришлось возглавить регион прямо перед кампанией. Администрация президента (АП) постаралась учесть ошибки ЕДГ-2018. Большинство выдвиженцев не выглядели чистыми варягами-технократами, у них были хотя бы какие-то связи с регионом. А Калмыкии Кремль дал в руководители калмыка – кикбоксера Бату Хасикова, Башкирии – башкира Радия Хабирова, долгие годы работавшего в АП.
При этом была выстроена единая система политтехнологической и административной поддержки. Потенциально опасные конкуренты либо были не допущены до выборов, либо не стали выдвигаться по договоренности Кремля с парламентскими партиями. Это предопределило референдумный характер кампаний. Показательным стал пример Петербурга. Руководить выборами Александра Беглова АП решила напрямую, а для его укрепления был удален с поля кандидат от КПРФ – кинорежиссер Владимир Бортко.
Плебисциты о доверии вместо выборов потребовали от кремлевских выдвиженцев усилий по формированию человеческого облика. Чемпионом стал забайкальский врио Александр Осипов, вроде бы как не сдержавший слез при рассказе о бедствиях многодетной семьи. После чего и появилось понятие «новая искренность». Другие врио по мере сил двинулись по тому же пути. Но, скажем, у Бабушкина на это не было времени – и кампания экс-силовика совпала с возбуждением 40 с лишним уголовных дел против областных чиновников.
В итоге не случилось ни одного второго тура. Рекордсменами стали Осипов (почти 90%), Хасиков и Хабиров (по 82%), за 80% перешли курский губернатор Роман Старовойт и курганский – Вадим Шумков. И действующие главы не подкачали: у губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова было почти 80%. Любопытно, что такие результаты были показаны как на засушенной, так и на явно вздутой явке.
После ЕДГ-2019 пришло время нового губернаторопада под выборы 2020 года. Но несмотря на прогнозы по десятку персон, ни в сентябре, ни в октябре-ноябре отставок не последовало. Это стали объяснять, во-первых, занятостью президента по международной повестке, а во-вторых, реанимацией «Единой России», часть реготделений которой возглавили губернаторы. Среди причин также назывались узость кадровой скамейки Кремля и ужесточение подковерных схваток за «вкусные» регионы.
Но 12 декабря президент подписал два указа об отставках. По собственному желанию был уволен иркутский губернатор от КПРФ Сергей Левченко, на которого федеральные СМИ вели информационную охоту. В связи с переходом на другую работу оставил пост и глава Еврейской автономной области Александр Левинталь. Кадровая подготовка к будущим губернаторским выборам пока свелась к точечным политическим зачисткам.
комментарии(0)