Не допущенным до выборов оппозиционерам в Центризбиркоме помочь не смогли. Фото с официальной страницы ЦИК РФ в социальной сети
Список кандидатов от «умного голосования» (УМГ) в Мосгордуму (МГД) Алексей Навальный огласил 3 сентября. Тогда уже стало ясно, что представители несистемной оппозиции в них участвовать не будут практически полностью – ни навальнисты, ни команда лидера незарегистрированной Партии перемен Дмитрия Гудкова. В небольшом количестве остались кандидаты от «Яблока»; скажем, Сергей Митрохин был возвращен в округ по решению суда. И в списке УМГ, таким образом, превалировали выдвиженцы КПРФ. Также там значились яблочники, несколько кандидатов от «Справедливой России» и самовыдвиженцев.
Свою концепцию УМГ Навальный представил в ноябре 2018 года. Ее ключевыми пунктами стали: поставить главной целью разрушение монополии «Единой России»; не спрашивать партии о том, кого из их кандидатов поддерживать; договариваться о голосовании самим избирателям под чутким руководством штабов Навального. Он прямо заявил, что если на УМГ подпишется достаточно людей, то на фоне низкой явки единороссам можно нанести поражение.
Власть отреагировала на эту инициативу ожидаемо неправильно, принявшись блокировать интернет-ресурсы УМГ. В пользу УМГ сыграли и неудачные с кадровой и организационно-политической точек зрения решения власти по выборам – например, отказ оппозиционерам в регистрации по причине плохо собранных подписей граждан. Видимо, успеху УМГ помогло и отсутствие Навального на свободе. Он попал под арест по итогам несанкционированных протестов 27 июля, практически не участвовал в полемике вокруг УМГ, а значит, не смог никого серьезно обидеть.
Например, многие оппозиционеры призвали в тех округах, где нет демократических кандидатов, портить бюллетени, что позволит проявить принципы, а также покажет власти масштаб протестного голосования. Самым принципиальным противником оказался основатель «Открытой России» Михаил Ходорковский. Он призвал поддержать только настоящих оппозиционеров, которыми могут считаться лишь те кандидаты, которые осудили силовые действия властей и уголовные преследования.
В итоге 8 сентября получилось так, что на фоне низкой явки прежде всего сторонников власти протестный электорат массово пошел на участки. И в МГД оказались все кандидаты «Яблока» (четверо), 13 кандидатов от КПРФ (в прошлом созыве МГД – пять), трое эсеров. И сразу после выборов почти все оппозиционеры «отдали долг» за УМГ, осудив репрессии.
Конечно, ни КПРФ, ни «Яблоко» официально не признали успеха УМГ, объявив, что они выиграли сами по себе. Во многом это именно так и было, однако власть сделала иной вывод. Стало ясно, что блокирование кандидатов – это тактика, причем не слишком эффективная, нужна долгосрочная стратегия. И первой ее фазой стало усиление информационного давления на левых: под ударом остается экс-кандидат в президенты Павел Грудинин, а с поста иркутского губернатора отставлен Сергей Левченко. Судя по всему, к выборам в Госдуму будут предприняты усилия по максимальному насыщению системных партий такими кандидатами, которых будет просто никак нельзя выдвинуть на УМГ из-за их плохого имиджа или которые потом окажутся замаскированными единороссами.
комментарии(0)