Фото сайта bloknot-stavropol.ru
Адвокатам в России практически невозможно получить должность судьи. В Федеральной палате адвокатов (ФПА) констатировали, что судебная система страны становится все более закрытой. Она обновляется в основном за счет профессиональных сотрудников аппарата – секретарей и помощников. ФПА напомнила о ранее утвержденных планах по повышению среди судей доли защитников и прокуроров.
Особенность кадровой политики судебной системы заключается в том, что последняя рекрутирует в свой состав в основном судебных менеджеров, которых уже научили подчиняться. Отсюда и обвинительный уклон правосудия, и правовые ошибки при вынесении приговоров. По данным ФПА, в России менее 5% судей с опытом адвокатской работы.
В связи с этим член Совета ФПА Елена Авакян напомнила, что в рамках стратегической программы развития России до 2024 года предусмотрены изменения, связанные с пополнением судейского корпуса за счет «людей с разнонаправленным опытом». «То есть человек должен был поработать какое-то время прокурором, какое-то – защитником», – пояснила она.
Судебная система замыкается в себе, подтвердил «НГ» вице-президент ФПА Михаил Толчеев. В нынешнем виде «она воспроизводит и мультиплицирует все присущие ей негативные явления». Кроме обвинительного уклона, это еще и формальный подход к применению права, «оставляющий за скобками заложенные в нормах закона смыслы». По словам Толчеева, суды самоидентифицируют себя как часть государственной системы, а отсюда, например, неспособность воспринимать ошибку следствия как нечто, подлежащее исправлению. В свою очередь, адвокатура, напротив, воспринимается не как часть системы, а скорее как помеха ей.
Дорога в судейский корпус, как сказал «НГ» адвокат Игорь Татарович, закрыта не только адвокатам, но и их родственникам. Судебная система теперь воспроизводит себя сама. Однако во всех странах с развитой правовой системой, напомнил Татарович, именно адвокатура является основным кадровым резервом для судов. В США вообще нельзя претендовать на должность судьи, не имея адвокатской лицензии либо не являясь профессором университета.
По мнению адвоката, председателя совета партнеров адвокатского бюро LOYS Дениса Пучкова, уже почти десяток лет действуют стандарты для претендующих на статус судьи, которые призваны как бы снимать возможный конфликт интересов. «Адвокаты, будучи априори вне системы правосудия, так и не смогли туда попасть, их количество среди принимаемых на должности катастрофически снизилось», – заявил Пучков. Кадры, вырастающие снизу, привыкли к иерархии и подчинению, это фактически уже бюрократическая номенклатура.
В первые постсоветские годы, как сказал «НГ» адвокат Борис Золотухин, выйдя из-под партийного контроля и прокурорского надзора, судебная система и была «реально независимой». В то время, подчеркнул он, статус судьи был престижным, считался высшим достижением в карьере юриста. Теперь же среди его основных достоинств – большая зарплата и пожизненное содержание, не сопоставимые по условиям ни с одним видом госслужбы. Однако состоявшиеся адвокаты, полагает Золотухин, сегодня не пойдут в суд потому, что «не хотят лишаться реальной независимости в своем праве применять знания в соответствии с законом».
Адвокат Сергей Колосовский, считает, что попытки изменить концепцию судоустройства и обеспечить независимость судей от руководящей вертикали потерпели фиаско: «Существенные привилегии, предоставление которых должно было обеспечить независимость, превратились в инструмент управления, поскольку судьи опасаются эти привилегии потерять». Поэтому сейчас необходимо отменять пожизненность и бессрочность судейского статуса, но само реформирование судебной системы должно проходить постепенно. Например, пока можно было бы включить адвокатов в квалификационные коллегии судей по аналогии с той ситуацией, когда представители судейского сообщества входят в состав адвокатских квалификационных комиссий. По его словам, стоит упростить и процедуру возбуждения дисциплинарного производства в отношении судьи. «Также я считаю необходимым исключить возможность занятия должности судьи для лиц, не имеющих иного юридического стажа, помимо работы в суде», – подчеркнул Колосовский. Нынешний кадровый перекос, уверен он, и является причиной большинства судебных ошибок даже при отсутствии признаков злонамеренности или административного контроля.
комментарии(0)