Фото из группы «Паспорт РФ в ДНР/ЛНР. От и До»
Соотечественники из Украины пожаловались в Госдуму на препоны при получении гражданства РФ в упрощенном порядке, который прописан в апрельском указе президента Владимира Путина № 187. Вроде бы жителям Донецкой и Луганской областей и нетрудно доказать, что на момент референдумов в ДНР и ЛНР они постоянно проживали на соответствующих территориях. Однако у многих из них нет таких штампов в паспортах, а это значит, что подтверждение может дать только местный суд. Но в российских миграционных органах отказываются принимать документы, выданные иностранным судом.
В письме в Госдуму украинцы попросили разъяснить «применимость решений судов других государств в РФ». Де-юре такие документы должны признаваться российской правовой системой, но де-факто чиновники на местах часто отказываются полагаться на бумагу из-за границы.
Напомним, что по президентскому указу № 187 граждане Украины, ДНР и ЛНР могут получить российский паспорт за три месяца. Для этого им нужно иметь в РФ любой правовой статус – хотя бы временное убежище, но при этом все-таки доказать, что на момент референдума 2014 года они постоянно проживали на территории одной из народных республик Донбасса. И второе условие нередко оказывается непреодолимым.
В самом указе сказано, что таким доказательством может послужить даже штамп в паспорте либо другой «документ с соответствующей отметкой». Прежде всего под этим понимаются судебные решения. Однако чиновники, как оказалось, доверяют только отечественным судам.
К примеру, к депутату Госдумы от «Единой России» Константину Затулину обратилась жительница Луганска, переехавшая в Краснодарский край и получившая здесь разрешение на временное проживание. Она сообщила, что ей отказали в упрощенном гражданстве якобы потому, что нет подтверждения ее постоянного проживания в ЛНР в 2014 году. «Несмотря на соответствующее решение луганского суда, миграционные органы его не приняли – мол, тут оно недействительное – и предложили предоставить «что-то другое», – пояснила украинка.
По словам замруководителя Института стран СНГ Александры Докучаевой, этот вопрос приобрел принципиальное значение для многих российских соотечественников. «Факты, которые устанавливают суды стран СНГ, в частности, Украины должны признаваться в нашей юридической системе. Но на практике этого не происходит, что сильно усложняет путь к гражданству», – подтвердила она остроту ситуации. Как утверждает Докучаева, это и сейчас вовсе не единичные случаи, а позже такие отказы на самом деле могут коснуться большого числа украинцев.
Дело в том, что многие из них до 2014-го жили в Донбассе без регистрации. Она напомнила, что в Украине нет тех законодательных «строгостей» по поводу регистрации, которые существуют в России. Так что нынешние выходцы из ДНР и ЛНР не имели тому бумажного подтверждения, и теперь они действительно вынуждены обращаться в суды. В том же Крыму, подчеркнула Докучаева, через это пришлось пройти тысячам человек, которые таким образом подтвердили свое проживание в марте 2014-го. И только после судебных решений они и смогли воспользоваться крымской «упрощенкой».
При этом судебная коллегия Верховного суда (ВС) уже давно ориентирует нижестоящие суды на необходимость установить процедуру соблюдения требований «не только норм международного права, но и процессуального законодательства иностранного государства, чье решение подлежит признанию и исполнению на территории РФ». В одном из постановлений ВС говорится, что «решения, вынесенные компетентными судами одного государства – участника СНГ, подлежат исполнению на территории других государств – участников СНГ». И в Гражданском процессуальном кодексе РФ есть положение о том, что «решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в РФ, если это преду- смотрено международным договором». А в соответствующей международной конвенции, ратифицированной как Россией, так и Украиной, поясняется, что «отменяется требование легализации иностранных официальных документов». В частности, речь идет о «нотариальных актах, отметках о регистрации, визах и заверениях на документах», которые «были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства».
Так что Докучаева полагает, что проблема возникла из-за правовой безграмотности чиновников. В Госдуме уже подготовлено обращение к руководителю Главного управления МВД РФ по вопросам миграции Валентине Казаковой об отправке на места необходимых разъяснений. Однако все-таки странной выглядит такая ситуация, когда сотрудники МВД не понимают, что они фактически саботируют важное политическое решение президента РФ.
Докучаева же раскритиковала тех, кто писал путинский указ и допустил там неточные формулировки, которые оставили возможность для интерпретаций или злоупотреблений. Скажем, фраза о том, что «факт проживания подтверждается отметкой в документе», по идее, подразумевает решения судов – и если это именно российский суд, то формулировка работает. Однако, подчеркнула эксперт, если подходить строго юридически, то в решениях никаких судов, собственно, никакой отметки нет. Поэтому-то низовые власти всегда могут найти причины для отказа людям в приеме тех или иных документов.
комментарии(0)