Фото агентства городских новостей "Москва"
В правозащитной организации «Гражданский контроль» проанализировали миграционную политику России и пришли к выводу, что наименее эффективными оказались меры по адаптации и интеграции приезжих. Видимо, из-за того, что по политическим причинам основное внимание власти было отдано гражданам Украины. А в обществе мигранты по-прежнему воспринимаются как угроза или бремя, чему способствует и пропаганда «традиционных ценностей». Эксперты также указали на неопределенность норм по противодействию дискриминации.
Правозащитники настаивают, что власти, провозгласив курс на построение единой российской нации, хотели бы гарантировать ее лояльность государству. Поэтому смысл Стратегии национальной политики и сводится в основном к воспитанию в гражданах патриотизма. Миграции же отводится второстепенная роль.
В этом программном документе, к примеру, говорится о «содействии изучению русского языка в странах, откуда приезжают мигранты». Однако, как сказано в докладе «Гражданского контроля», непонятно, какие будут приниматься меры по адаптации уже прибывших в Россию иностранцев. Скажем, тезис о «недопущении социальной и территориальной изоляции» звучит хорошо, но ничего не сказано о том, как это поможет интеграции. «Также не сказано о методах по «недопущению» и как это отразится на правах иностранцев», – говорится в отчете правозащитников.
Критике была подвергнута и миграционная концепция, рассчитанная до 2025 года. Она тоже фактически не предлагает решений проблем адаптации и интеграции приезжих. Начало реализации этого документа, настаивают правозащитники, не привело к изменению госполитики. Продолжается тенденция на ужесточение миграционного законодательства и ответственности за его нарушения, делаются попытки решить за счет миграции задачу по заселению регионов с плохой инфраструктурой, продолжается тенденция на непринятие беженцев.
Эксперты напомнили, что Федеральная служба по делам национальностей (ФАДН) подготовила законопроект об адаптации мигрантов еще в 2017 году. Однако его текст до сих пор не согласован в правительстве. Впрочем, даже в случае появления такого закона его реализация не даст необходимого эффекта. Скажем, в проекте сказано о финансировании НКО, работающих в миграционной сфере. Однако при отсутствии государственных мер по интеграции это свидетельствует скорее о желании властей снять с себя ответственность за эту проблему. А кроме того, отметили правозащитники, саму поддержку будут получать лишь аффилированные с властями НКО.
Еще одна мера из зависшего сейчас проекта – это наделение Торгово-промышленной палаты (ТПП) полномочиями по созданию адаптационных центров и участию в «довыездной» подготовке трудовых мигрантов. «ТПП занимаются представлением и защитой интересов бизнеса, компаний, индивидуальных предпринимателей, работодателей. И никаких задач в области представления и защиты прав работников, которыми являются трудовые мигранты, ТПП себе не ставит», – логично подметили правозащитники.
В докладе также напоминается, что в РФ нет механизмов легализации нелегальных мигрантов, незаконно пересекших границу или осевших в России с просроченными документами. Причем это касается не только выходцев из Средней Азии, но и нескольких тысяч граждан бывшего СССР: «Отсутствие института легализации представляет проблему для людей, давно живущих и работающих в России, имеющих здесь семьи, хотя часто по независящим от них причинам они и не имеют официального миграционного статуса».
Правозащитники высказались и о новациях по упрощенному получению российского гражданства. И те, которые уже приняты, и другие, которые еще готовятся, отмечается в докладе, в первую очередь ориентированы на украинцев. Но и тут имеется избирательность подходов: льготы в первую очередь будут получать те, у кого уже есть регистрация по месту жительства или пребывания в России, то есть полностью легализованные приезжие.
В целом же, считают в «Гражданском контроле», пока адаптация мигрантов проводится скорее до их въезда в РФ. И тут есть свои подводные камни: к примеру, Россия уже заключила соглашения с Узбекистаном и Таджикистаном, по которому эти страны обязуются заранее набирать, обучать и направлять мигрантов российским работодателям. Однако и эти организованные гастарбайтеры теперь жалуются на «неудовлетворительные условия труда, массовые нарушения условий работы по патентам, удержание паспортов и невыплату заработной платы». В результате часть из них уже скрылась «в серой зоне».
Также правозащитники заявили о незащищенности мигрантов перед преступлениями, совершаемыми на почве ненависти. Уголовное законодательство в сфере дискриминации слишком неопределенно, а потому его применение затруднено. Отсутствует даже официальная статистика пострадавших от «преступлений ненависти». Хотя, согласно рекомендациям Совета Европы, должен существовать один, а лучше несколько органов для расследования предполагаемых актов дискриминационного характера, «совершенных сотрудниками полиции, персоналом службы погранконтроля, военнослужащими и сотрудниками пенитенциарных заведений».
Руководитель информационно-аналитического центра «Прогноз» Юрий Московский сказал «НГ», что, несмотря на многомиллиардное финансирование государственных программ адаптации приезжих, в реальности «денег на них тратится немного». И охватывают эти программы незначительное количество людей, потому что «в нашей стране мигранты адаптируются сами по себе, живя и работая здесь». И вообще, по мнению эксперта, проблема неадаптированности приезжих сильно раздута, поскольку значительная их часть прибывает из Украины, Белоруссии, Казахстана. Более серьезная проблема, заявил Московский, – это когда людей, уже адаптировавшихся и интегрированных, выдворяют из России за совершение двух незначительных административных правонарушений.
комментарии(0)