0
3866
Газета Политика Печатная версия

04.12.2019 21:22:00

Оппозиция увлеклась борьбой за свободу собраний

Реализация решения Конституционного суда о митингах превращается в кампанию

Тэги: оппозиция, яблоко, закон, митинги, конституционный суд


оппозиция, яблоко, закон, митинги, конституционный суд Общественность требует разрешать митинги не только на пустырях. Фото с сайта www.semnasem.ru

Лидер «Яблока» Эмилия Слабунова обратилась к прокурорам 43 регионов с требованием проконтролировать изменение законов о митингах в связи с постановлением Конституционного суда (КС). В общественно-политической кампании за восстановление свободы собраний участвуют оппозиция и группы активистов, а кое-где и госорганы. В ряде субъектов РФ законодательство исправлено. Решение КС стало одним из самых резонансных. По мнению экспертов, власть пошла навстречу требованиям гражданского общества потому, что не увидела в этом рисков.

Слабунова направила обращения в прокуратуры субъектов РФ, где в местных законах есть запреты, например, на акции возле гос- и муниципальных учреждений, то есть в центре.

География обращений вышла обширная – это национальные республики Северного Кавказа и Поволжья, Центральная Россия, Сибирь и Дальний Восток. Вслед за «Яблоком» то же самое сделали и правозащитники. Проект «ОВД-Инфо» вместе с «Мемориалом» и фондом «Общественный вердикт» 4 декабря направили семь заявлений в Генпрокуратуру с требованием поставить перед региональными властями вопрос об исправлении законов о митингах. В этих заявлениях указаны ограничения по конкретным адресам в семи регионах. А еще одно заявление связано с запретами в типичных местах.

Пресс-секретарь основателя «Яблока» Григория Явлинского Игорь Яковлев пояснил «НГ», что, поскольку фракции в заксобраниях есть не во всех регионах, ее лидер и обратилась в прокуратуры. В целом «Яблоко» старается продвигать тему корректировки законодательства о митингах через своих депутатов на местах. По его словам, помимо тех пяти регионов, где яблочники ранее уже обратились к властям, инициатива проявлена также в Тульской и Псковской областях и в Кабардино-Балкарии. В Туле партия потребовала от облдумы отменить запрет на митинги на центральной площади Ленина. В Кабардино-Балкарии уже с середины ноября борьба идет против запрета проводить публичные мероприятия в радиусе 50 м от государственных и муниципальных учреждений и объектов.

Псковские яблочники уже давно внесли в областной парламент поправки к закону, которые приводят его в соответствие с Конституцией. Депутаты от «Единой России» эту инициативу оппозиции не поддержали, но 28 ноября дружно проголосовали за аналогичный законопроект, представленный губернатором Михаилом Ведерниковым. Было исключено положение о запретной 100-метровой зоне вокруг органов власти, но остались ограничения по поводу остановок общественного транспорта и тех же 100 м от вокзалов и медорганизаций.

Напомним, что в «Яблоке» первыми подключились к кампании за либерализацию региональных законов петербургское, нижегородское, челябинское, оренбургское и калининградское отделения (см. «НГ» от 17.11.19). Это произошло после публикации постановления КС № 33‑П от 1 ноября. Оно, как известно, фактически запрещает властям отказывать в проведении публичных акций из-за их близости к официальным зданиям, создания помех транспорту или затруднения доступа к социальным учреждениям.

В Петербурге 4 декабря яблочную законодательную инициативу поддержал и уполномоченный по правам человека Александр Шишлов. Он призвал Заксобрание как можно быстрее снять все запреты. Омбудсмен при этом сослался на положения закона «Об уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге», в соответствии с которыми данная рекомендация должна быть рассмотрена в двухнедельный срок.

Кампанию по исправлению законодательства, впрочем, ведет не только «Яблоко». Соответствующие законопроекты по инициативе депутатов от разных политструктур уже внесены в Астраханской, Вологодской и Орловской областях. В Марий Эл, например, инициатором поправок стала ЛДПР. В этом регионе действующая версия закона запрещает гражданам собираться практически везде. Кстати, в Нижнем Новгороде в Заксобрание свою инициативу внесли и коммунисты, они, в частности, настаивают на отмене ограничений в отношении центральной пешеходной улицы областного центра. В Дагестане к закону о митингах предъявил претензии республиканский Конституционный суд, он признал незаконными действующие запреты. В Курской области о выделении отдельного места для проведения митингов заявил губернатор Роман Старовойт.

Ранее правозащитники пояснили, что в 44–46 регионах страны законодательство противоречит федеральному закону. В Курганской, Вологодской и Магаданской областях, а также в Дагестане парламенты уже приняли к рассмотрению соответствующие поправки, а вот в Петербурге пока лишь заявляют о готовности это сделать. В Чувашии в законодательный орган был направлен прокурорский протест. И суды уже начали применять позиции КС – например, в Кировской и Костромской областях признаны незаконными отказы в согласовании акций.

Таким образом, следует отметить, что еще никогда конкретное региональное решение КС не получало такого широкого резонанса. И потому возникают подозрения, что здесь дело не обошлось без централизованного указания сверху. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «КС принял разумное решение. Если оно и не было спущено сверху, то те люди, которые отвечают за внутреннюю политику в администрации президента, конечно, были о нем проинформированы. И, как мы видим, возражений не последовало. Это говорит о том, что Россия все еще пытается если не быть, то выглядеть адекватным и правовым государством». «Откровенный запрет на митинги неудобен митингующим и удобен власти. Но даже если сейчас эти лишние запреты из местных законов уберут, то количество митингующих вряд ли резко увеличится», – отметил он. Калачев считает, что в Кремле просчитали все риски либерализации и сочли их незначительными. За пределами Москвы люди выходят на уличные акции неохотно – и не важно, на какую площадку выйдет сотня человек. Вряд ли вырастет и количество заявок, ведь, как правило, желающие организовать митинги по разным темам – это одни и те же люди. И наконец, местная власть все равно может найти основания для отказа конкретным заявителям по конкретному поводу. «Кроме того, федеральной власти даже выгодно решение КС. Помимо того что оно демонстрирует независимость и принципиальность суда, оно способствует и тому, что люди будут выходить на санкционированные митинги, которые легче будет согласовать. А основные неприятности и эксцессы для власти несут как раз несанкционированные акции», – подчеркнул Калачев. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Германии определились с проведением досрочных выборов

В Германии определились с проведением досрочных выборов

Олег Никифоров

Канцлер Олаф Шольц заявил, что не хочет вовлекать страну в прямое военное столкновение с Россией

0
838
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1764
Абхазия оказалась на пороге госпереворота

Абхазия оказалась на пороге госпереворота

Игорь Селезнёв

Власти республики испытывают внешнее давление

0
2933
Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
1681

Другие новости