Андрей Нечаев опасается, что ярлык иноагентов навесят в основном на оппозиционные СМИ. Фото агентства «Москва»
Оппозиция заявляет о политической направленности новых законодательных норм, позволяющих приравнивать физлиц к зарубежным СМИ-иноагентам. В Госдуме уверяют, что они не будут применяться против критически настроенных граждан. Несогласные же считают, что очередное закручивание гаек в преддверии транзита власти коснется всего гражданского общества. Эксперты увидели в поправках и противоречия с Конституцией.
Второе чтение законопроекта состоялось 19 ноября. Председатель комитета по информполитике, информтехнологиям и связи Леонид Левин («Справедливая Россия») ранее пояснил, что иноагентами могут быть признаны сотрудники уже имеющих аналогичный статус зарубежных СМИ, в которых они пишут на общественно-политические темы.
При этом новые нормы якобы не будут использованы против российских блогеров или публицистов.
Напомним, однако, что в соответствии с принятыми поправками иноагентами могут быть признаны и физлица, которые распространяют материалы соответствующих СМИ. Разъяснение этого и многих других терминов позже даст правительство или уполномоченные ведомства. Поэтому пока остается непонятным и смысл того, что значит «участвовать в создании иноСМИ-иноагентов». При этом и критерий получения денег или имущества из‑за рубежа либо от российских юрлиц, финансируемых из иностранных источников, также явно может быть растолкован в любую сторону.
В поправках также предусмотрено, что СМИ, признанные иноагентами, для работы в России обязаны учредить юрлицо в статусе иноагента. Все материалы должны содержать пометку, что их распространяет иноСМИ-иноагент. Такая же ссылка должна использоваться и при цитировании. В случае нарушений медиаресурс может быть заблокирован. Решение о включении в реестр или об исключении из него будет принимать Минюст по согласованию с МИД РФ. При этом по опыту применения закона об НКО-иноагентах ясно, что простой фиксацией или даже блокировками дело не ограничится, скорее всего будут предусмотрены штрафы за нарушения каждой из новых норм.
В оппозиции уже заявили, что они направлены на подавление гражданского общества и права на свободу информации, а значит, могут коснуться любого человека в нашей стране. Например, лидер «Гражданской инициативы» Андрей Нечаев подчеркнул как абсурдность, так и репрессивную сущность закона о гражданах-иноагентах. Он уверен, что ярлык навесят не столько на иностранные, сколько на оппозиционные СМИ, а заграничное финансирование для них или найдут, или придумают. «Журналисты, пишущие для этих СМИ, становятся изгоями и объектами репрессий и санкций. С гражданами будет так: лайкнул твит зарубежного издания или того же «МБХ медиа» – попал на карандаш уполномоченного госоргана. И это отнюдь не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Печальный опыт НКО-иноагентов уже имеется. Неугодные власти СМИ и просто активных граждан будут элементарно разорять штрафами, заставляя или замолчать, или эмигрировать», – заявил Нечаев. Кстати, он обратил внимание: о том, как перестать быть иноагентом, в законе нет ни слова.
Глава незарегистрированной Партии перемен Дмитрий Гудков напомнил об этом опыте: «Будут требовать указывать во всех публикациях, что они иноагенты, а за отказ – штрафовать и разорять. Конкретные меры пока предсказать трудно, так как они оставлены для правительства, но главное понятно». Гудков также считает, что новый закон может коснуться каждого человека, тем более что его действие явно предполагается строить по принципу политической избирательности. И оппозиционных активистов по нему будут приговаривать к жизни изгоев.
Глава аппарата «Открытой России» (ОР) Андрей Пивоваров пояснил «НГ», что можно ожидать массовых обжалований и решений по этому закону, да и самого закона. Всем, кто обратится за помощью, ОР окажет любую правовую поддержку. Пивоваров заявил, что данная инициатива похожа на своего рода цензуру, однако в эпоху соцсетей запретить распространение информации невозможно. «Видимо, в Кремле растет паника из-за роста протестных настроений, а потому в рамках подготовки к думским выборам 2021 года и последующему транзиту власти началось активное закручивание гаек, потому что власть хочет сохранить контроль в стране любой ценой», – подчеркнул он.
Лидер ОР Анастасия Буракова считает, что новый закон, если его примут в нынешнем виде, будет нарушать права граждан. «Эта мера направлена против инакомыслия, иной цели у нее не прослеживается. Соответственно список носителей звания иноагентов – это, по сути, преступление против личности, репрессивная мера, это деление людей на первосортных и второсортных, что не присуще демократическому государству в XXI веке», – подчеркнула лидер ОР. Буракова подтвердила, что закон скорее всего будет действовать избирательно. ОР обязательно будет отслеживать правоприменительную практику и, возможно, попытается обжаловать новые нормы в Конституционном суде.
Член бюро «Яблока» Александр Кобринский уверен, что они противоречат и Конституции, и праву, потому что «ограничивают право граждан на информацию и на ее распространение». По его мнению, инициатива уж очень похожа на закон о «врагах народа». Адвокат Вадим Прохоров пояснил «НГ»: «По решению Европейской конвенции минимальные ограничения демократических прав и свобод возможны лишь в том случае, если эти изменения в виде законов релевантны целям построения демократического государства. В части 3 статьи 5 Конституции действительно сказано, что права и свободы могут быть ограничены. Но нынешняя инициатива, во-первых, явно не соответствует целям демократического государства, во-вторых, Европейской конвенции и нашей Конституции. Противоречит это и статье 29 Основного закона – о свободе распространения информации».
комментарии(0)