Александр Калашников не обещает резких кадровых изменений в ведомстве. Фото с сайта www.fsin.su
Руководство Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) о предстоящих изменениях пока высказывается осторожно. Глава ведомства Александр Калашников дал понять, что резких кадровых решений не будет. Правозащитники же продолжают поставлять ему идеи о срочно необходимых реформах. Например, по информации «НГ», есть инициатива отдать так называемые тюремные магазины крупным торговым сетям. Это должно обеспечить заключенных более качественной продукцией и помочь в борьбе с коррупцией в уголовно‑исполнительной системе (УИС).
В одном из первых публичных выступлений Калашников подтвердил наличие в УИС серьезных проблем с трудоустройством заключенных и условиями их содержания.
Однако глава ведомства подчеркнул: «Надо оценить ситуацию, разобраться, никто не собирается рубить сплеча и просто бездумно терять людей, поэтому я пока не готов сказать в отношении возможных кадровых перестановок». Калашников пояснил, что костяк команды должны составлять люди, неравнодушные к своей нелегкой работе.
Между тем среди российских правозащитников уже сформировалась настоящая коалиция, которая продолжает требовать от нового руководства ФСИН существенных перемен. В этот раз Калашникову направлены предложения по налаживанию системы торговли в тюрьмах. Их суть в ликвидации необоснованных ограничениях для интернет‑магазинов, допускаемых в УИС.
Нужны единые правила для участников рынка с равными условиями для сотрудничества с ФСИН, указывается в этом обращении. Там есть идея о привлечении крупных компаний‑ретейлеров к поставкам через онлайн‑магазин продуктов питания в СИЗО и колонии. Как отмечено в письме, необходимо «обеспечить участие не менее 3–4 крупных компаний в качестве поставщиков в каждом регионе, создав условия для добросовестной конкуренции». Это исключит завышение цен в тюремных магазинах. ФСИН же мог бы зарабатывать до 3% «за поставку и содействие в досмотре, разносе посылок». Правозащитники ставят вопрос и о расширении перечня разрешенных предметов, чтобы «привести его в соответствие с современными запросами, существенным изменением ассортимента продуктов питания и медикаментов в крупных супермаркетах и аптеках».
Экс‑начальник УФСИН по Калининградской области Спартак Круглов напомнил «НГ», что на сотрудников учреждений УИС сейчас лежит большая нагрузка по досмотру и доставке продуктов заключенному от родственников. «На дворе XXI век, пора внедрять современные технологии. Распространение интернет‑торговли снимет многие проблемы со снабжением заключенных и снизит коррупционные риски», – уверен он. Основатель соцсети Gulagu.net Владимир Осечкин подчеркнул, что из‑за удаленности колоний родственникам приходится преодолевать сотни и даже тысячи километров для передачи посылки. При этом примерно в 70% учреждений ФСИН нет интернет‑магазинов или возможности совершать покупки дистанционно. Среди плюсов предложения правозащитников он назвал и расширение ассортимента по сравнению с тем, что сегодня предлагают тюремные лавки, а также снижение цен вследствие конкуренции. «К тому же внедрение современных технологий резко снизит уровень коррупции, сведя почти на нет подкуп сотрудников, взяточничество, нелегальные пронос и торговлю продуктами внутри колоний», – заявил Осечкин.
В обращении к Калашникову затронута проблема распространения запрещенных предметов в учреждениях ФСИН самими сотрудниками. На жаргоне их называют «ногами», а весь канал таких поставок – «дорогой». Именно так к заключенным попадают алкоголь и телефоны. Впрочем, самыми популярными негласными «заказами» оказались качественные продукты, лекарства и даже спортивное питание. Эксперты объясняют тем, что «у наркоманов и алкоголиков, как правило, нет денег на подкуп сотрудников, чаще всего взятки получают с людей, испытывающих за решеткой потребность в нормальном питании для поддержания физической формы».
Как рассказала «НГ» член Общественного совета при ГУФСИН по Ростовской области Елена Елисеева, в ее практике были десятки случаев, когда родственники заключенных подкупали тюремщиков, чтобы те проносили домашние продукты. Правда, «иногда в ходе досмотра в самый последний момент в жареной курице или вареной колбасе обнаруживались спрятанные пакетики с наркотиками и шприцы». «Если через интернет‑магазины будет возможно приобретать по доступным ценам вкусную и здоровую пищу, то это на 80–90% сократит количество желающих подкупать сотрудников», – подчеркнула она.
Кстати, заключенным предлагают разрешить не только приобретать через интернет предметы первой необходимости или одежду и обувь, но и получать услуги платных врачей, парикмахеров, нотариусов. И даже удаленно оформлять полис страхования жизни и здоровья. «Разработать совместно со Сбербанком и другими банками программу подготовки и выдачи дебетовой карты к моменту освобождения заключенного. С ФОМС – программу выдачи медицинского полиса к моменту освобождения. Разработать совместно с банками возможность ипотечных программ и приобретения жилья трудящимися заключенными, обеспечить людям настоящие стимулы для работы на производстве», – говорится в обращении к Калашникову.
Правозащитники уже подсчитали, что реализация их предложений позволила бы ведомству дополнительно и по прозрачным схемам зарабатывать на поставках продуктов питания и предметов первой необходимости до 10 млрд руб. ежегодно.
Заместитель главреда издания ОНК.РФ Мария Макарова напомнила, что последняя проверка Генпрокуратуры показала тотальное отсутствие во многих учреждениях УИС жизненно важных лекарств. «Система госзакупок забюрократизирована, что очень плохо. Нужно обеспечить возможность заключенному и его родственникам восполнять недостающие лекарства оперативно и быстро, создать альтернативный канал получения медикаментов. Такое возможно лишь в том случае, если система интернет‑аптек заработает во всех учреждениях ФСИН. Речь идет не о превращении тюрем в санатории, наоборот, мы говорим о необходимости всем СИЗО и колониям строго соответствовать требованиям национального законодательства, а значит, исключить случаи неоказания своевременной медицинской помощи и предоставления необходимого лечения», – пояснила эксперт.
комментарии(0)