Директора ФСИН Александра Калашникова просят продемонстрировать готовность к реформам. Фото c сайта www.rkomi.ru |
Подписанты открытого письма просят Калашникова пресечь массовые унижения, пытки и истязания заключенных. Они напоминают, что для этого не требуется существенных финансовых вливаний и законодательных новелл. Достаточно будет ведомственных рекомендаций и наличия политической воли, которая отсутствовала у прежнего руководства ФСИН.
Кадровые перемены в ведомстве вызвали у правозащитников надежду на реальные шаги по гуманизации УИС. Его руководству уже предложено созвать рабочую группу с участием представителей общественных наблюдательных комиссий, гражданских активистов и журналистов для разработки совместных инициатив.
«На дворе XXI век, а в большинстве учреждений УИС как заключенные, так и служащие этой системы используют гулаговские термины, признают наличие отдельной категории так называемых опущенных, которые сплошь и рядом подвергаются унижениям со стороны самих сотрудников или криминальных авторитетов», – пояснил «НГ» один из авторов обращения основатель соцсети Gulagu.net Владимир Осечкин.
По его мнению, деятельность учреждений ФСИН должна быть приведена в соответствие с основополагающими принципами законности, гуманизма, демократизма и равенства. И хотя бы частично соответствовать требованиям международных конвенций. В настоящее время, напомнил он, пенитенциарная реформа признана провалившейся, а либерализация, о которой заявляли еще несколько лет назад, существует лишь в ведомственных отчетах.
«Сейчас очень важно, чтобы новый директор ФСИН высказал свою позицию публично и довел ее до всех сотрудников службы», – подчеркнул Осечкин, отметив, что пока никаких заявлений от Калашникова не прозвучало. Если же призывы правозащитников опять будут проигнорированы, то это будет подтверждением того, что система безнадежна, она опять стала карательной машиной. И тогда, конечно, уже не важно, кто стоит у ее руля.
По информации «НГ», от Калашникова, например, ждут, что он запретит оперативникам ФСИН собирать «с применением шантажа и угроз» компромат на заключенных «с целью их унижения и подавления воли». В письме директору ФСИН приведены и примеры – пытки в одном из питерских СИЗО, избиения осужденных и сексуальные издевательства над ними в пермской колонии с участием сотрудников оперативного отдела и активистов из числа самих заключенных. Авторы письма напоминают, что по сей день в любой колонии и каждом отряде есть секции, где живут так называемые опущенные.
«Система за долгие годы прогнила достаточно глубоко. Но, возможно, в период смены администрации во ФСИН России есть шанс исправить ситуацию. Тысячи заключенных намеренно опускают, их делят на касты, используют неформальные статусы для унижения и дальнейшего шантажа. Столько же подвергаются ежедневным избиениям и пыткам», – говорится в обращении к Калашникову.
В этом документе есть и конкретные рекомендации. К примеру, при каждом учреждении УИС должны появиться спецотряды и отдельные камеры «с повышенным уровнем соблюдения прав человека» с постоянным видеонаблюдением и регулярным доступом в них общественников, ответственных сотрудников территориального органа ФСИН. А содержаться там (по собственному желанию) должны те заключенные, которые пожаловались на унижения и издевательства со стороны тюремщиков.
Есть предложение ввести персональную ответственность руководителей колоний и других учреждений УИС за нарушения прав человека. Причем речь идет не только о физических расправах, но и о моральном вреде, а также игнорировании принципа равенства между заключенными. Есть идея и о «новом протоколе обеспечения безопасности и соблюдения прав заключенного, обратившегося к любому сотруднику учреждения за помощью и сообщающего об угрозе его личной неприкосновенности и безопасности». Предлагается сделать его обязательным для исполнения, потому что сейчас, поясняют правозащитники, после жалоб осужденных их не просто отказывались обезопасить, а намеренно отдавали в руки активистам и так называемым блатным для усмирения. Еще одна инициатива, которую при прежнем руководстве ФСИН было никак не пробить, – это разрешение носить видеорегистратор тем заключенным, которые написали заявление об угрозе их жизни и здоровью.
Как рассказала «НГ» координатор горячей линии для заключенных Виктория Галан-Крючкова, активисты практически ежедневно направляли письма прежнему главе ФСИН Геннадию Корниенко, но «наши обращения и просьбы никогда не находили отклика и заинтересованности». «Осторожно надеюсь, что новое руководство ФСИН будет не имитировать сотрудничество с гражданским обществом, а заниматься этим на самом деле», – заявила она. Член общественного совета при ГУ ФСИН Ростовской области Елена Елисеева напомнила, что именно у правозащитников, а не чиновников из ФСИН есть понимание основных тюремных проблем. И реакция ФСИН будет показательной: «Если активистов вновь проигнорируют, это будет означать, что ГУЛАГ с его порочными традициями продолжит процветать».
комментарии(0)