Приморский губернатор Олег Кожемяко намерен взять под личный контроль деятельность партии власти в регионе. Фото с официального сайта администрации Приморского края
По информации «НГ», одним из сценариев кампании в Госдуму 2021 года является превращение губернаторов в политических и электоральных паровозов «Единой России». Например, те, которые обладают высоким рейтингом, могут даже возглавить отделения ЕР. Такие новости уже появились по Приморскому краю и Кировской области. По мнению экспертов, вполне логичным окажется и возвращение глав регионов на первые позиции в партсписках кандидатов. Однако повсеместное восстановление в ЕР административной вертикали пока все-таки не прогнозируется. По крайней мере до проведения в 2020 году в ряде субъектов РФ соответствующих экспериментов. Судя по всему, отметили эксперты, единого рецепта реанимации партии власти для всей страны вообще не будет.
В Приморском крае после ухода с поста секретаря реготделения ЕР Людмилы Талабаевой контроль над партией, похоже, перейдет в руки губернатора Олега Кожемяко, пишут местные СМИ. Не исключено даже, что приморских единороссов возглавит сам Кожемяко, а если нет, то во главе реготделения точно окажется его ставленник.
Похожую историю описывает и пресса Кировской области. Там все ждут скорой отставки спикера Заксобрания Владимира Быкова, о которой он заявил 14 октября. Кандидатуру его сменщика в области уже называют, но при этом не упоминают, что тому достанется и место главы реготделения ЕР. Наоборот, пошли сообщения, что в этой роли может оказаться кировский губернатор Игорь Васильев.
Понятно, что федеральный Центр, который сейчас подбирает потенциально успешные сценарии для предстоящих в 2021 году выборов в Госдуму, воодушевился теми результатами, которые главы регионов показывают в последнее время в ходе собственного избрания. Напомним, что в итоговых протоколах губернаторских кампаний показатели чаще всего зашкаливают за 60%, а последний единый день голосования и вовсе подарил цифры в 70–80%. И появился соблазн подтянуть ослабевшую ЕР до более высокого уровня поддержки через перераспределение этого якобы внушительного авторитета исполнительной власти. Проблема, правда, в том, что высокими были электоральные рейтинги, а они у нынешних технократов, как показывает практика, имеют свойство весьма быстро сдуваться. Последний пример – глава Бурятии Алексей Цыденов, который столкнулся с протестами граждан и недовольством элит, казалось бы, на пустом месте.
Впрочем, чтобы внезапно не попасть впросак, можно будет реализовать некий лайт-вариант. Например, глава региона не становится секретарем реготделения ЕР, но возглавляет ее список на выборах в Госдуму – 2021. Однако эту схему, конечно, необходимо будет проверить в некоторых субъектах РФ, где будут избирательные кампании в заксобрания еще в 2020-м. Кстати, в Кировской области и Приморском крае таковых не будет. Возвращение губернатора на роль паровоза, понятное дело, может как усилить партию, так и ее ослабить. Например, в контексте того же падения рейтинга региональной власти из-за непопулярных решений. Например, в Приморье Кожемяко уже отменил свое обещание ввести повсеместное избрание мэров самими гражданами, которое было дано им в ходе скандальной кампании конца 2018 года.
В «Единой России» обсуждают сценарии предстоящих выборов. Фото с сайта www.er.ru |
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «На самом деле в регионе и сейчас трудно отделить рейтинг ЕР от рейтинга губернатора, поэтому будет целесообразно, чтобы губернатор возглавил и ЕР, и ее список на выборах. Кремлю это будет выгодно, потому что при таком раскладе уровень вовлеченности властей в выборы совсем другой – на ЕР будет работать вся административная машина». Как подчеркнул эксперт, «самим главам регионов это тоже выгодно, потому что успех партии власти они смогут приписать себе в заслугу в глазах Кремля, покажут, что они сильные политики, которые держат ситуацию в регионе под контролем». Он напомнил, что в этом году, к примеру, глава Карачаево-Черкесской Республики Рашид Темрезов, которому прочили скорую отставку, возглавил список ЕР на выборах в Народное собрание. ЕР набрала 65% – и об отставке сразу перестали говорить.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил, что выборы в заксобрания всегда были полигонами для экспериментов перед Госдумой. Так что не исключено тестовое применение технологии паровозов-губернаторов в 2020 году, но только в тех регионах, где рейтинг губернаторов достаточно высок. Эксперт напомнил, что от этой практики отказались после протестов 2012 года и скандалов, вызванных чрезмерным применением административного ресурса. Но сейчас, уверен Макаркин, полномасштабное использование админресурса Кремль, похоже, уже не пугает. При этом он подчеркнул, что к выборам в Госдуму власть, конечно, не раз замерит общественные настроения, которые будут зависеть и от экономической ситуации.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов подтвердил, что замеры и социсследования будут проводиться именно в разрезе думских выборов. Он считает, что взаимная аннигиляция рейтингов губернаторов и ЕР вряд ли возможна, а значит, у партии все равно будет какой-то прирост поддержки.
При этом эксперты хором указали, что стратегия технократических паровозов не будет применена тотально, тем более что кампания 2020 года для ЕР будет сложнее нынешней. И в этой ситуации Кремль может пойти сразу несколькими путями: скажем, все-таки провести ребрендинг ЕР или, например, разрешить блоки.
Калачев, к примеру, отметил, что есть губернаторы с проблемным рейтингом, а есть настоящие электоральные паровозы, а потому последние – это наименее ресурсно затратный для Кремля вариант. Макаркин, в свою очередь, указал, что в конструкции с паровозами есть такая проблема: среди губернаторов в последнее время было много врио, которые еще не накопили своего антирейтинга. Но к 2021 году даже новые назначенцы успеют его получить. Куртов же полагает, что, поскольку федеральная власть не любит радикальных перемен, менять ЕР на что-то новое или даже менять ей название Кремль точно не будет. «Так что для сохранения системы власти и восстановления ее единства было бы хорошо вернуть паровозы – как политические, так и электоральные. Ведь ЕР не везде полностью подконтрольна губернаторам, где-то она сильно зависит от недовольных ими региональных элит. А при том раскладе, когда губернатор возглавляет ЕР и ведет ее список к победе, он может обязать партию с ним сотрудничать и в дальнейшем», – пояснил эксперт.
комментарии(0)