За неаккуратно заправленную кровать заключенного могут перевести в штрафной изолятор. Фото Reuters
Указ президента об отставке директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Геннадия Корниенко был опубликован 3 октября. В этот же день вышел доклад Общероссийского гражданского форума (ОГФ) «Преступление и наказание: что делать с российскими тюрьмами?». В документе представлены предложения по гуманизации пенитенциарной системы. Одно из первоочередных – это преобразование ФСИН в реально гражданское ведомство. Также речь идет о расширении случаев назначения наказаний, не связанных с лишением свободы, и развитии института ресоциализации бывших заключенных.
Как и ожидалось, увольнение Корниенко проведено типовым указом президента Владимира Путина о кадровых перестановках в ряде силовых и правоохранительных ведомств. В этом документе имя нового главы ФСИН не обозначено. Впрочем, чаще всего чиновники такого высокого ранга назначаются все-таки персональными распоряжениями главы государства.
Доклад же ОГФ о реформировании уголовно-исполнительной системы (УИС), конечно, не был специально написан к этому дню. Как рассказали «НГ» в ОГФ, его основные тезисы уже обсуждены с рядом профильных ведомств и в администрации президента. И, например, Минюст предоставил автору исследования Ольге Шепелевой некоторые данные для анализа, которых нет в открытых источниках.
Ответственный секретарь оргкомитета ОГФ Мария Шклярук напомнила «НГ» о важности преобразования ФСИН из силового в гражданское ведомство. Еще в начале сентября президент подписал указ, согласно которому часть руководящих постов могут занять гражданские служащие. Однако, по словам Шклярук, «ключевой вопрос в том, что «могут» не значит «должны». Так что сейчас общественность ожидает от руководства страны по-настоящему серьезного шага – «появления на посту главы ФСИН гражданского руководителя с опытом правозащитной деятельности, а также с ясной программой действий по решению острых проблем тюремной системы».
В докладе ОГФ особо говорится о необходимости совершенствовать кадровую политику в УИС. К примеру, ввести конкурсный порядок замещения должности начальника исправительного учреждения. «Модернизировать систему подготовки лиц, поступающих на работу в исправительные учреждения и подразделения ФСИН. Повысить оплату труда персоналу исправительных учреждений, особенно работающему непосредственно с осужденными, за счет сокращения численности сотрудников ФСИН, имеющих специальные звания», – отмечается в этом документе.
Изменить предлагается и критерии оценки деятельности ФСИН и ее учреждений – через показатели, характеризующие качество жизни и здоровья осужденных, уровень законопослушания и дисциплины, а также успешность программ по ресоциализации заключенных.
В настоящее время, сказано в докладе, в местах заключения, включая СИЗО, находятся до 543 тыс. человек. В прошлом году к реальным срокам были приговорены 190,3 тыс. осужденных – и из них 76% получили сроки более трех лет. Это показывает чрезмерную жесткость уголовного законодательства, а между тем, отмечено в документе, изоляция не приводит к исправлению правонарушителей. Напротив, согласно статистике, порядка 54% нынешних заключенных уже были судимы.
Низкое качество законов происходит и потому, что, скажем, с момента принятия Уголовного кодекса в 1996 году в него было внесено более 1,5 тыс. поправок, во многом «бессистемного, разнонаправленного характера и не проходивших должную экспертизу». Это создало массу законодательных пробелов вроде отсутствия четких критериев для разграничения преступления и иных правонарушений. Основания для уголовной ответственности определены противоречиво и непоследовательно, а в результате суды по схожим делам выносят противоположные решения.
ОГФ предлагает сократить эти многочисленные посадки. Например, назначать только кратные штрафы за все экономические преступления, а также те, где криминальным признаком является имущественный ущерб. Однако суммы штрафов должны быть разумными – допустим, не выше 500% ущерба, чтобы у осужденных все-таки были возможности исполнить данную санкцию. Также для сокращения тюремного населения необходимо засчитывать время заключения под стражу в срок наказания в соотношении 1:2, а не 1:1,5, как сейчас. При этом напоминается, что даже эта норма не распространяется на большую часть преступлений, связанных, например, с наркотиками, хотя «сидящие за эти преступления составляют значительную долю заключенных».
Есть идея ввести такой институт досрочного освобождения, который действовал бы для всех, кто уже отбыл половину срока и не имеет обоснованных нареканий со стороны администрации. Правда, это будет касаться лишь тех заключенных, кто обвинялся в преступлениях небольшой или средней тяжести, а также впервые совершил какое-либо ненасильственное преступление. При этом в докладе сказано, что до сих пор действуют жесткие правила, регулирующие условия содержания заключенных, хотя многие из них не имеют смысла. Особо отмечена система назначения дисциплинарных наказаний: «За неаккуратно заправленную кровать или оторванную пуговицу человек может получить 15 суток штрафного изолятора».
Есть в докладе и совсем современные предложения: скажем, легализовать использование осужденными мобильных телефонов и иных средств связи, разрешив им доступ в интернет под контролем администрации в целях самообразования. Это тем более необходимо, что одна из проблем – это отсутствие системной работы по ресоциализации осужденных. Специализированной федеральной структуры, которая занималась бы социальной адаптацией бывших заключенных, в России нет, так что помощь им оказывается региональными властями и НКО.
В целом доклад ОГФ констатирует провал пенитенциарной реформы. Концепция развития УИС, которая предполагала «отказ от коллективного содержания осужденных и переход на тюремную систему, аналогичную принятой в странах Европы», была в итоге правительством отвергнута из-за нехватки денег. Однако тюремный бюджет в России считается одним из самых больших в Европе. Правда, на содержание самих заключенных из него тратится в 50 раз меньше – «2,5 евро против 128 на одного человека в день».
За событиями, связанными с отставкой главы службы исполнения наказаний следили и авторы Telegram-каналов. Например, авторы канала «Мюсли вслух» напоминают, что накануне сообщения о предстоящем уходе не подтверждали. «Опровергнутая вчера новость состоялась сегодня» - констатирую телеграмеры.
«Отставка директора ФСИН Корниенко не стала неожиданностью, - в свою очередь отмечает «Бойлерная». - В системе ФСИН давно хозяйничают сотрудники госбезопасности, поэтому резкой гуманизации это дивной службы ждать не стоит. Скандалы со ФСИН, как и с подкидывающими наркоту ментами, использованы как средство в аппаратной борьбе. При все при этом Корниенко сидел до упора».
комментарии(0)