Павла Устинова не посадили, но и не оправдали. Фото Reuters
Апелляция на приговор Павлу Устинову в Мосгорсуде, с одной стороны, выглядит как успех общественной кампании в его поддержку – вынесен приговор лишь о годе условно. С другой стороны, это похоже на поражение – человек получил судимость после митинга 29 сентября. Суд сохранил избирательный подход к доказательствам: ссылки защиты на факты слабее голых слов свидетелей обвинения. 30 сентября продлили меру пресечения еще двоим фигурантам «московского дела». Эксперты полагают, что для властей оно своего рода палка, которой можно тыкать в оппозиционный муравейник и смотреть на реакцию. Поэтому судебные процессы продолжатся.
Рассмотрение апелляции в Мосгорсуде «дела актера Устинова», осужденного на три с половиной года колонии за «применение насилия, опасного для жизни или здоровья» к представителям власти в лице сотрудников Росгвардии, завершилась изменением приговора на один год условно с испытательным сроком в течение двух лет. Прокуратура, кстати, просила всего лишь переквалифицировать Устинову прежний реальный срок в условный. Однако трое судей Мосгорсуда решили как бы смягчить наказание.
Слова «как бы» можно использовать потому, что и в апелляционной инстанции произошли настоящие чудеса – и с оценкой доказательной базы, и с правовыми основаниями для пересмотра приговора. Адвокаты Устинова Анатолий Кучерена и Дмитрий Чешков, конечно, были удовлетворены решением приобщить к делу видеодоказательства, по их мнению, невиновности подзащитного. Напомним, что первая инстанция это сделать отказалась.
Судья Тверского райсуда Москвы Алексей Криворучко счел для себя достаточными только показания росгвардейцев.
Однако в результате этими видео обвинение, по сути, тоже воспользовалось, указав, что вот же Устинов просто показательно сопротивляется. При этом Мосгорсуд постановил, что не будет подвергать сомнению показания силовиков, которые продолжали утверждать, что Устинов выкрикивал оскорбительные лозунги. На записи этого, конечно, не было, но, как объявил Александр Лягин – тот самый пострадавший от насилия и ставший старшим сержантом росгвардеец, «наша команда это слышала».
Пока мотивировочная часть решения Мосгорсуда составляется, а потому адвокаты не могут сказать, как вообще по ч. 2 ст. 318 Уголовного кодекса (об опасном насилии) можно было переквалифицировать преступление с категории тяжкого на средней тяжести и поэтому назначить год условно. А у экспертов появились вопросы, как теперь правосудие сможет объяснить, что некоторые другие фигуранты «московского дела» были осуждены к реальным срокам по ч. 1 ст. 318 – о неопасном насилии. И, конечно, все обратили внимание на то, что приговор вынесен такой, который как раз и прогнозировал глава Росгвардии Виктор Золотов, отметивший, что надо дать не более года условно. Судя по всему, он уже на прошлой неделе знал, какое будет решение, и просто проговорился.
В общем, Устинов заявил, что с таким приговором он согласиться не может, то же самое сказала и его защита. И почти сразу же в Сети пошла волна возмущений и недоумений, которую поддержали в том числе и вполне провластные персоны вроде телеведущей Тины Канделаки. А телеведущий Владимир Соловьев в своем Telegram-канале разместил заявления Устинова и Кучерены. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, хотя и приветствовала нынешнее решение Мосгорсуда, обещала внимательно изучить его аргументы в пользу виновности Устинова. Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин сделал еще более жесткое заявление: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда. Они хотят его сделать «виновным, но не очень», а он невиновен абсолютно!»
Напомним, что апелляционное рассмотрение «дела Устинова» началось еще на прошлой неделе, но было прервано до понедельника. А как раз 29 сентября прошел митинг в защиту фигурантов «московского дела». Возникло такое впечатление, что власть захотела посмотреть, что скажет общество. Но более 20 тыс. вышедших на улицу людей, похоже, сыграли против варианта с полным освобождением Устинова – на давление оппозиции решено было не поддаваться. И поэтому в «московском деле» возникла очередная флуктуация – на этот раз в сторону его ужесточения.
В пользу этого сценария говорит и продление меры пресечения Сергею Фомину – он оставлен под домашним арестом за подозрение в организации массовых беспорядков, и оставление в СИЗО еще одного фигуранта Никиты Чирцова (ч. 1 ст. 318). И, конечно, показательно заявление самого Мосгорсуда, который выступил против «травли» судьи Криворучко. Однако более важен тот пассаж из этого заявления, который касается Устинова: «Судебная коллегия апелляционной инстанции сочла вину осужденного доказанной, оснований полагать, что в его действиях отсутствует состав преступления, не усмотрела».
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов пояснил «НГ»: «В нынешних условиях, когда наша политика герметична, все решения принимает некая группа лиц, которых условно можно называть «система». Мы точно не знаем, кто принимал решения о допуске-недопуске кандидатов на выборы, силовом разгоне демонстраций, начале уголовного дела в отношение активистов, об усилении и ослаблении приговоров. Неизвестны ни субъекты решений, ни их цели и мотивы. Но ситуация сегодня такова, что наверху, видимо, не знают, что делать в меняющемся политическом поле. Поэтому система предпринимает разные действия, чтобы протестировать ситуацию, по принципу «засунь палку в муравейник и посмотри, куда побегут». Именно этим и объясняется, сказал эксперт, почему «одних отпустили, а других посадили, здесь ослабили, а там поджали – власти нужно изучить реакцию протестующих, сочувствующих и общества». По мнению Куртова, окончательных решений по «московскому делу» нет, поэтому завершения дела ждать не стоит. Конечно, отметил он, могли сыграть роль и другие факторы – например, условная борьба «либералов» с силовиками во власти. В то же время эксперт подчеркнул: «Власть помнит «болотное дело», когда большая часть осужденных была простыми людьми, и именно это испугало общество. Вот и сейчас власть действует в такой же парадигме. Потому что цель всей системы – это сохранить статус-кво».
комментарии(1)
0
Владимир Вяземский 08:01 01.10.2019
Нет вопросов...