Судя по опыту, конвоиров для охраны подсудимых более чем достаточно. Фото агентства «Москва»
Правительство считает, что защитные кабины в судах должны остаться, чтобы туда можно было помещать обвиняемых по «обоснованным» поводам – например, из-за опасности для окружающих. Защитникам предложено проводить конфиденциальное общение с клиентами прямо в клетках или «аквариумах». Власти считают их демонтаж дорогим для бюджета. Адвокаты констатируют, что поправки к законопроекту об отмене спецзон выхолостят эту инициативу Совета Федерации.
Группа сенаторов, включая главу комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса, внесла в Госдуму предложение запретить использование в судах металлических клеток и прозрачных кабин.
В отзыве правительства, кроме вроде бы одобрения самой идеи, есть другой вариант ее реализации – «не отказываться от защитных кабин полностью, а рассмотреть помещение в них в качестве меры процессуального принуждения». Например, если есть подозрение, что подсудимый может представлять опасность для остальных участников слушания. При этом от имени правительства предложена такая новация: разрешить адвокатам заходить в ходе судебных разбирательств в защитные кабины для конференциального общения с клиентами.
По словам члена Адвокатской палаты Москвы Александра Иноядова, реализация проекта сенаторов изначально выглядела сомнительной, поскольку «потребовалось бы не только изменение порядка конвоирования подсудимых и обеспечения рассмотрения судами дел, но и дополнительное кадровое обеспечение конвойной службы, дооборудование помещений судов». И действительно, в отзыве правительства указано, что для полного отказа от клеток надо будет увеличить штатную численность полицейских на 30,5 тыс. человек, при этом на их содержание необходимо будет выделять не менее 21,5 млрд руб. ежегодно. А это «затруднительно в силу дефицита личного состава ОВД и бюджетных сокращений».
Как заявил «НГ» член Ассоциации юристов России Алексей Гавришев, если правительственное уточнение порядка размещения обвиняемых будет принято, то соответствующие ходатайства обвинения суды скорее всего будут удовлетворять «механически». «Уверен, что для судебного департамента и конвойных полков МВД данная инициатива станет тяжелым бременем, в связи с чем следственные органы будут вынуждены всегда ходатайствовать перед судом о содержании подозреваемого в клетке на время судебного заседания, а эти ходатайства всегда будут удовлетворяться», – подчеркнул Гавришев. Еще жестче он раскритиковал идею разрешить адвокатам находиться в клетке вместе с подзащитными, отметив, что она настолько абсурдна, что тут даже обсуждать нечего.
Адвокат юридической компании BMS Law Firm Татьяна Пашкевич также считает, что если оставить хотя бы одно законное основание для помещения в спецзону, «то сторона обвинения будет заявлять ходатайства о применении указанной нормы, а судьи будут их удовлетворять». То есть отмены повсеместного использования клеток не будет. Пашкевич напомнила, что на практике встречаются случаи, когда подсудимые недовольны работой своих представителей, особенно назначенных от имени государства, «выражают агрессию в адрес адвоката, причем не только в устной форме, но приставы не пресекают и не реагируют на подобные ситуации». «Изначально правильная инициатива отказа от клеток в процессе обсуждения почему-то оказалась извращена настолько, что переросла в обсуждение возможности изоляции адвокатов от общества в процессе судебного заседания», – посетовала Пашкевич.
По данным портала «Судебная статистика», за прошлый год российские суды рассмотрели уголовные дела в отношении 956 тыс. обвиняемых. Из 113 тыс. ходатайств о применении меры пресечения в виде содержания под стражей обоснованными было признано 102 тыс., а еще 88 тыс. осужденных арестовали после провозглашения приговора. Россия, вступая в Совет Европы, взяла на себя обязательства отказаться от клеток и «аквариумов». Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) неоднократно выносил решения против наших властей, оценивая такую практику как «оскорбление человеческого достоинства и унижающее достоинство обращение».
Однако власти РФ продолжают уклоняться от исполнения принятых ЕСПЧ решений. Недавно Верховный суд (ВС) отказался рассматривать жалобу на законность помещения в стеклянные защитные кабины. ВС указал, что их установка в залах судебных заседаний была предусмотрена ведомственным документом МВД в 1996 году, который в 2006 году был признан утратившим силу. ВС прекратил производство по жалобе «из-за отсутствия предмета спора». То есть фактически клеток и «аквариумов» в судах не существует, но они там есть.
комментарии(0)