Левые силы продемонстрировали свою точку зрения на московскую избирательную кампанию. Фото Reuters
На всероссийскую протестную акцию «За честные и чистые выборы! За власть закона и социальные права граждан!» КПРФ вывела своих сторонников почти в 100 городах. Коммунисты заявляют, что на улицы вышло около миллиона людей. Между тем головной митинг в Москве собрал не более 10 тыс. человек. Эксперты пояснили, что если в столице КПРФ не соперник либералам, а действительно третья сила после них и власти, то во многих регионах левые точно являются первыми среди оппозиции, а кое-где уже начинают сдвигать с пьедестала и партию власти.
Оценки численности митинга на проспекте Сахарова традиционно разные: МВД отчиталась о 4 тыс. человек, лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов насчитал 10 тыс., а глава штаба протестных действий КПРФ Владимир Кашин – 30 тыс. человек.
Напомним, что либеральные протесты со схожей тематикой неделей ранее собрали около 60 тыс. человек. С другой стороны, акция КПРФ стала действительно всероссийской. Она была проведена под лозунгом «За честные и чистые выборы! За власть закона и социальные права граждан!» в 94 городах, преимущественно в региональных столицах.
На московском митинге помимо руководства КПРФ и близких к нему персон, например экс-кандидата в президенты Павла Грудинина, выступили партийные кандидаты в Мосгордуму и участники выборов из ряда других регионов. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил о том, что «пришло время для создания широкого союза народно-патриотических сил для защиты каждого из нас, нашей любимой многострадальной Родины от произвола власти, от этого убийственного курса, в котором страну варят почти 25 лет». При этом он добавил, что «главный лозунг – ни одного голоса «Единой России»! Это партия, которая скрывается под чужими вывесками».
Большая часть выступивших коммунистов, кстати, проявила солидарность с несистемной оппозицией. К примеру, кандидат в Мосгордуму Вадим Кумин заявил, что «недопущение ряда кандидатов до участия в выборах – это политическая провокация». Впрочем, по его мнению, настоящий протест возмущенных граждан возглавила как раз КПРФ. В резолюции столичного митинга были записаны требования об отставке главы Мосгоризбиркома Валентина Горбунова и прекращении судебного и силового преследования активистов протеста, прежде всего не политиков, а простых граждан.
Как заявил секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, «главный итог акции в том, что КПРФ на столичных улицах окончательно конституировалась как третья сила, не играющая на стороне ни либералов, ни партии власти». При этом он отметил, что «можно спорить о численности: сторонникам КПРФ хотелось бы видеть цифры побольше, оппонентам – поменьше, но соревнование по цифрам вещь относительная». При этом Обухов подчеркнул, что партия провела сто митингов в ста городах – и у либералов такой поддержки по стране явно нет. По его мнению, после 17 августа всем понятно, что в регионах КПРФ является первой силой среди всей разномастной оппозиции. «Но с Москвой левым надо учиться работать – это город мелкобуржуазный, меркантильный, европеизированный», – признал Обухов.
При этом Обухов подчеркнул, что на акции КПРФ и не противопоставляла себя несистемной оппозиции, а, напротив, «проявила нормальную человеческую, политическую и партийную солидарность» с незарегистрированным кандидатами. Член ЦК КПРФ Вадим Соловьев заявил «НГ»: «Митинг прошел успешно, а количество людей не всегда отражает значимость акции и поддержку партии среди избирателей». Сравнительно малое количество народа он объяснил тем, что, во-первых, в столице почти все кандидаты КПРФ зарегистрированы, а потому у ее сторонников и нет такой острой реакции, как у тех политических сил, чьи представители не попали на выборы. А во-вторых, в разгар лета многие избиратели коммунистов разъехались по дачным участкам. В-третьих, пояснил Соловьев, именно в столицах партия и правда не пользуется такой поддержкой, как во всей остальной стране. «КПРФ – не третья, а вторая сила по стране, на акцию 17 августа мы вывели около миллиона человек почти в 100 городах России от Владивостока до Калининграда. Никакие другие партии в регионах не имеют такой активности, как КПРФ, – ни парламентские, ни непарламентские», – заявил он. Соловьев напомнил, что митинг в Москве скорее носил общедемократический и правозащитный характер.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Прошедший митинг показал количество участников, которое мало даже и не для Москвы, а в целом для КПРФ. Что, впрочем, не отменяет для нее возможности получить большинство протестных голосов. Если только, конечно, самой не отталкивать людей, готовых поддержать партию в пику власти или хотя бы как меньшее из возможных зол». Эксперт отметил, что власти было бы выгоднее, если бы митинг левых оказался более массовым, чем митинги несогласных, но многих потенциальных сторонников оттолкнул посыл лидера КПРФ и части ее руководства, которые противопоставили себя скорее либералам, чем власти.
При этом, заметил Калачев, часть выступлений на столичном митинге были позитивными. «Зюганов умеет говорить, но здесь он говорил не в тему столичных настроений. Поэтому если коммунисты и получат хороший результат именно в столице, то не благодаря усилиям партии, а благодаря «умному голосованию» Навального и усилиям власти», – подчеркнул эксперт. Калачев отметил, что, конечно, акция в 94 городах впечатляет, но в Москве КПРФ все-таки скорее третья сила не в переносном значении, а в прямом. Или, другими словами, можно сказать, что это вторая лига, а «вот власть и несистемная оппозиция находятся сейчас в высшей лиге, потому что именно они главные противоборствующие стороны».
«Именно со столицей коммунисты работать и не умеют, в бочку меда они всегда обязательно добавляют ложечку дегтя. Но в регионах действительно никого, кроме КПРФ, практически не видно. Таким образом, прошедшими акциями КПРФ закрепила за собой звание как минимум главной оппозиционной силы, а кое-где – и реального соперника действующей власти», – заметил Калачев.
комментарии(1)
0
Александр 14:05 19.08.2019
Партия реставраторов сталинского "красного" фашизма. Заискивает и лижет зад новоявленному фюреру-вождю-лидеру