0
4591
Газета Политика Печатная версия

15.08.2019 20:11:00

Российских заключенных лечат из рук вон плохо

В Генпрокуратуре заявили о многочисленных нарушениях в медицинских учреждениях УИС – на зэков не хватает лекарств и врачей

Тэги: фсин, тюрьма, заключенные, медицина, здравоохранение, генпрокуратура, минюст

On-Line версия

фсин, тюрьма, заключенные, медицина, здравоохранение, генпрокуратура, минюст На практике помощь больным заключенным часто оказывается не вовремя или некачественно. Фото с сайта www.fsin.su

В Генпрокуратуре заявили о нехватке врачей и стационаров в пенитенциарных учреждениях, а также о просроченных лекарствах, которыми лечат зэков. Между тем Минюст РФ вынес на общественное обсуждение проекты двух приказов, касающихся вопросов оказания медицинской помощи заключенным. Последним могут позволить иметь при себе медицинские документы, а также дать право на паллиативную медпомощь. По словам экспертов, на сегодняшний день число неизлечимых больных среди тюремного населения весьма значительно. Однако новации, по их мнению, неработоспособны: в уголовно-исполнительной системе нет необходимых ресурсов для их воплощения.

Ожидается, что новации помогут оказывать более квалифицированную и своевременную помощь сидельцам. Так, первым приказом Минюста заключенным хотят позволить иметь при себе все медицинские документы, их копии и выписки из них, которые в настоящее время порой теряются и находятся не сразу, что значительно осложняет работу медикам, поясняют чиновники.

Эксперты, в свою очередь, поприветствовали инициативу. Так, по мнению члена Адвокатской палаты Москвы Александра Иноядова, она действительно благоприятно скажется на здоровье сидельцев. На практике, пояснил он, нередко бывают ситуации, когда помощь больным, находящимся под стражей, не оказывается вовремя или оказывается некачественно: «...а медицинские документы, полученные вовремя, могли бы эту проблему решить, поскольку и врачи, и должностные лица будут знать о состоянии заключенного. Допустим, что ему требуется спецпомощь». И все же, по его словам, есть нюанс, который не учли авторы приказа: хранить такие документы нужно так, чтобы обеспечивалась конфиденциальность сведений. В противном случае распространение медицинской тайны и раскрытие персональных данных могут привести к злоупотреблениям.

Вторым приказом Минюста уточняется понятие паллиативной помощи для заключенных и устанавливается порядок ее оказания. В ведомстве подчеркнули, что это необходимо «для повышения эффективности соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных». Однако эксперты полагают, что, несмотря на проявление гуманности по отношению к неизлечимо больным зэкам, на практике эта норма все равно не заработает, поскольку в стенах исправительных учреждений нет ни кадров, ни соответствующих условий для оказания паллиативной медицинской помощи.

Инициативы, безусловно, положительные, говорит адвокат юридической компании BMS Law Firm Татьяна Пашкевич. Однако помимо хранения медицинских материалов для качественной реализации проектов потребуются развитие материально-технической базы специализированных учреждений, решение кадровых вопросов, упрощение доступа сторонних специалистов и т.д. То есть дополнительные расходы, на которые у чиновников обычно нет денег.

«Смысла во втором нововведении особого нет, паллиативная помощь оказываться не будет, для этого нет ресурсов и необходимых условий», – подчеркнул, в свою очередь, Иноядов.

Эксперт убежден, что в данном случае упор нужно делать не на оказание помощи тяжело больным заключенным, а на их освобождение, проще говоря, расширить перечень заболеваний, влекущих освобождение от наказания.

К слову, на днях Генпрокуратура по результатам недавних проверок российских учреждений УИС вынесла представление, в котором говорится о «серьезных недостатках, имеющихся в пенитенциарной медицине». Среди таковых – многочисленные системные нарушения норм, регламентирующих организацию и порядок медицинского обеспечения сидельцев.

К примеру, на период весны 2019 года лишь 87% учреждений пенитенциарной системы имели средний уровень укомплектованности медицинским и фармацевтическим персоналом.

В ГП привели пример Курганской области, где заключенному при гипертонии кололи дроперидол, что строго противопоказано. В Республике Тыва, говорится в документе, напрочь отсутствуют кабинеты для приема врачей-специалистов: дерматовенеролога, психиатра-нарколога, терапевта.

Зачастую отсутствуют изоляторы для туберкулезных больных, а значит, их содержат вместе с другими заключенными. Кроме того, в ряде регионов – Коми, Оренбург, Бурятия, Забайкалье – не предусмотрен даже дневной стационар с необходимыми помещениями. Также и врачебные кабинеты не соответствуют стандартам оснащения. «В большинстве проверенных учреждений выявлены нарушения, вызванные отсутствием медоборудования в кабинетах врачей-специалистов», – говорится в представлении.
Также прокуроры обнаружили факты использования медицинских изделий и лекарств с истекшем сроком годности.

Или, к примеру, в мордовской ИК-2 детям, живущим при учреждении, не делали вакцинации против той же гемофильной инфекции и полиомиелита.
В ГП заявили и об отсутствии реакции чиновников на соответствующие жалобы, подчеркнув, что во ФСИН и вовсе нет «ведомственного нормативного правового акта, регламентирующего порядок обращения граждан».

В целом в документе констатируется: «Ежегодно выявляемое прокурорами значительное количество случаев несоблюдения законов с медучреждения УИС – в том числе свыше 1,5 тыс. в ходе текущей проверки – свидетельствует о неисполнении в медико-санитарных частях и территориальных органах УИС требований законодательств при организации медико-санитарного обеспечения сидельцев. А также о ненадлежащем ведомственном контроле за их деятельностью».

«Представление Генпрокуратуры только подтверждает, что из-за масштабной коррупции и некомпетентности руководства ФСИН больные заключенные страдают и погибают в застенках от неоказания квалифицированной медпомощи», – заявил «НГ» основатель социальной сети Gulagu.net Владимир Осечкин. По его словам, наблюдатели неоднократно фиксировали, как осужденных с открытой формой туберкулеза содержат вместе с другими, а ВИЧ-больным не оказывают соответствующей терапии, и их болезнь прогрессирует в застенках. «Данное представление фактически указывает на провал реформирования медицинской службы внутри ФСИН», а выход, по словам Осечкина, тут один: вывести тюремных медиков из подчинения ФСИН и передать под контроль Министерства здравоохранения. «Даже при показательных посадках сотрудников ФСИН суть системы не изменится без глубокого реформирования ведомства», – подчеркнул собеседник «НГ».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Последний путь: туда и обратно

Последний путь: туда и обратно

Милена Фаустова

Россияне все чаще обращаются к гроботерапевтам

0
4302
Принудительные работы оказались выгоднее, чем лишение свободы

Принудительные работы оказались выгоднее, чем лишение свободы

Михаил Сергеев

Счетная палата предлагает налоговые льготы при трудоустройстве уголовников

0
2106
Модернизация Боткинской больницы идет успешно

Модернизация Боткинской больницы идет успешно

Елена Крапчатова

Исторические корпуса клиники были капитально отремонтированы, она получила новое оборудование и новый статус

0
5307
Чуйченко обновляет приоритеты Минюста

Чуйченко обновляет приоритеты Минюста

Иван Родин

Права и свободы человека, то есть традиционные духовно-нравственные ценности, укрепят сплошной цифровизацией

0
3409

Другие новости