«Независимая газета» продолжает знакомить москвичей с политиками, которые баллотируются в Мосгордуму VII созыва. Самовыдвиженец Евгений НИФАНТЬЕВ (избирательный округ № 11) рассказал журналисту Александру МАЛЫШЕВУ о том, сколько подписей в свою поддержку может собрать сам кандидат, и о том, нужен ли в принципе на городских выборах подписной фильтр.
– Как вы можете оценить старт кампании в Мосгордуму, с чем связана настолько острая борьба кандидатов во многих округах?
– Я думаю, что выборы – это всегда острая борьба. Это особенно заметно сейчас, в разгар предвыборной кампании. Некоторые кандидаты в различных округах не гнушаются, мягко говоря, сомнительными способами борьбы – так называемые черные технологии, откровенная клевета… Смотреть на это мне лично противно. Это не наши методы. Я верю, что москвичи по всей столице смогут сделать правильный выбор, отделив пустые слова от реальных дел.
С самого начала избирательной кампании, с моей точки зрения, все довольно спокойно, каких-то проблем и конфликтов особых не было. Все в соответствии с законом. Кандидаты, которые идут от парламентских партий, избавлены от необходимости собирать подписи. А вот те из кандидатов в Мосгордуму, кто идет самовыдвиженцем, – собирали подписи своих избирателей. Мне как самовыдвиженцу необходимо было собрать порядка 6000 подписей.
– Вы самовыдвиженец, но какая политическая сила вам наиболее близка, каковы ваши политические взгляды?
– Я человек прагматичный и рациональный. В каждом политическом направлении, у любой партии или общественно-политического движения есть разумное зерно. Не вижу смысла «окрашивать» людей, а тем более разделять их по политическим предпочтениям. Я вижу, что необходимо сделать в городе, я понимаю, как это реализовать, а не играть в политические игры. Мне чужды крайности, в том числе в идейных предпочтениях. Я за эволюционный путь развития.
Отмечу, что Мосгордума – не арена для политических баталий, это инструмент для жителей нашего города в отстаивании своих законных прав. И депутат должен прежде всего представлять интересы избирателей, а не углубляться в идеологические споры, бросаться лозунгами и с головой уходить в популизм. Совершенствование и принятие законов, которые направлены на улучшение жизни москвичей, – вот чем, по моему глубокому убеждению, должен заниматься депутат.
– Как относитесь к проходящим в городе акциям (санкционированным и несанкционированным) в поддержку политиков, которые не были зарегистрированы на выборы? Продуктивна ли выбранная линия поведения в взаимоотношениях власти с оппозиционными кандидатами?
– Я все больше убеждаюсь, что эти акции на самом деле не связаны с выборами в Мосгордуму, несмотря на то что одно из декларируемых требований – допуск незарегистрированных кандидатов. Мы входим в длинный избирательный цикл, который закончится избранием нового президента страны. Очевидно, что политические силы начали вести позиционные бои между собой именно с учетом грядущих выборов.
Конечно, мало кому может понравиться отказ, пусть даже мотивированный и законный. Но кандидат либо делает все в соответствии с законом и основательно подходит к организации своей предвыборной кампании, либо надо быть готовым к отказу в связи с тем, что предоставленное количество подписей недостаточно для регистрации. Тем более что для победы необходимо будет набрать почти 22 тыс. голосов! Стало быть, 5–6 тыс. подписей не должны казаться чем-то невыполнимым.
Да, сбор подписей – это очень сложный процесс, трудоемкий. И могу совершенно точно сказать, что собрать необходимое количество подписей только в пикетах невозможно. Я сам стоял в пикетах, ходил по квартирам, я на собственном опыте понял, какой это труд. На сбор 10 подписей уходит полтора часа – в этом убедился лично.
Как я уже говорил, я сторонник эволюционного пути развития и не считаю, что баррикады – путь к всенародному счастью. Вся история нашей страны показывает, что любая революция заканчивается разрухой. Только в ХХ веке – 1917 год привел к Гражданской войне, голоду и обнищанию широких масс людей. Ну а что было в 1990-х годах… Мы тоже оказались на грани пропасти.
С другой стороны, власть должна слышать граждан, и это касается не только выборов, но всей общественной жизни. И я, проведя порядка 400 встреч, могу уверенно заявить, что зачастую власть просто не слышит москвичей или не хочет слушать. Конечно же, так быть не должно!
Вот вам пример – Алтуфьевский район. В качестве стартовой площадки программы реновации здесь – один из немногих зеленых уголочков района. При этом в районе расположена нефункционирующая промзона Бескудниковского комбината строительных материалов (БКСМ) площадью в 34 гектара. Я уверен, что именно здесь и нужно организовать стартовую площадку реновации, тем более что собственник готов уступить половину комбината для создания полноценного жилого квартала со всей необходимой инфраструктурой. А в новые современные дома можно переселить жителей улицы Инженерная, чтобы грядущее дорожное строительство не доставляло им неудобств. Согласитесь, это ведь простое и правильное решение, которое позволит развязать своего рода гордиев узел, который может на сегодняшний день показаться неразрешимым. Нужно только слышать и слушать друг друга – и тогда все получится.
– Сложно ли пройти подписной фильтр кандидатам в Москве? Нужен ли он в принципе или устарел? Что может быть альтернативой ему?
– Москва очень умный и требовательный город. Здесь никто не поставит подпись за вас лишь потому, что вы красиво улыбаетесь. Пройти сложно. Но я считаю, что подобный фильтр необходим. Он предотвращает девальвацию городских выборов. Избиратель не должен получать на руки рулон бумаги с сотней кандидатов.
Я уверен, что в любом случае кандидат должен показать и доказать народную поддержку, сделать что-либо, а не просто заявиться на выборы. Тем более что сбор подписей – отличная возможность, с одной стороны, испытать себя, свой потенциал, а с другой – это отличный старт избирательной кампании. Это живое общение, которое ничем не заменить.
Устарел ли подписной фильтр? Возможно. Я в принципе за современные технологии. Например, можно перевести сбор подписей в электронный формат, организовав его на базе сайта государственных услуг, где предусмотрена возможность идентификации пользователя посредством электронной цифровой подписи.
Но еще раз подчеркну, все это обсуждаемо, для этого нет нужды идти на несогласованные уличные акции. Есть другие форматы диалога и поиска компромиссов. И именно в этом, я считаю, и состоит наша общая задача.
– Вы бизнесмен, похожи ли руководство компанией и руководство предвыборным штабом? Помогает ли бизнес-опыт в ведении политической кампании?
– Бизнес-опыт, конечно же, помогает. Создание и развитие собственного дела дисциплинирует, позволяет думать наперед, воспитывает в человеке чувство социальной ответственности. Когда-то я основал компанию, в которой на сегодняшний день трудится более 5000 человек, только за прошлый год она заплатила в бюджет более миллиарда налогов, сборов и страховых взносов. В том числе поэтому мне важно знать, как расходуются эти средства, насколько эффективно они направляются на нужды граждан. Бюджет должен быть под контролем москвичей.
– На какие формы агитации вы делали и будете делать ставку – пикеты сторонников, работа в соцсетях, встречи с избирателями, что-то иное?
– Самое главное, повторюсь, это живое общение с людьми. Это то, что дает невероятный заряд для работы. И опять же сбор подписей помог нам в этом. А используем мы все возможные формы коммуникации – мои аккаунты есть во всех социальных сетях, вместе с командой мы ведем персональный сайт, волонтеры и агитаторы общаются к жителями районов Алтуфьевский, Марфино, Отрадное и собирают их обращения, наказы и пожелания. Таким образом мы формируем поистине народную программу.
– В последнее время много говорят о том, что Мосгордуму следует трансформировать, нужны ли городскому парламенту перемены? Если да, что следует изменить – формат, количество депутатов?
– Жизнь не статична, и все требует изменений. Но давайте вернемся к этому вопросу после выборов.
комментарии(0)