Митинг на проспекте Сахарова 10 августа, по оценкам оппозиционеров, стал самым крупным с 2011 года и собрал 60 тысяч человек. Фото Reuters
Основатель «Открытой России» Михаил Ходорковский объявил, что в стране возникла мода на протест. По мнению политика, она становится все более молодежной и массовой, и фактически началась мирная революция, которая закончится падением режима. Экс-олигарх отмечает, что на уличные акции приходит все больше народа. Митинг, который состоялся 10 августа в Москве, собрал около 60 тыс. человек. Эксперты отмечают, что протест действительно входит в моду и становится все более массовым, однако о революции говорить не приходится.
Михаил Ходорковский заявил в своем видеоблоге, что власть своими действиями сделала протест модным. На улицы начинают выходить не только активисты, но и знаменитости.
Экс-олигарх перечислил известных деятелей культуры: «Евгений Кафельников становится одним из публичных лиц московского протеста, актер Владислав Котлярский, сделавший карьеру на ролях ментов, обращается к этим самым ментам: «Сотрудники ОМОНа, Росгвардии – здоровые мужики, что ж вы делаете-то? Дубинками подростков, женщин, даже стариков лупили сегодня!» Главный рэпер страны Oxxxymiron просит прекратить уголовное дело против участников мирной акции 27 июля. Юрий Дудь произносит зажигательную речь, посвященную московским протестам».
Лидер ОР задается вопросом: «Как же это произошло? Как выборы в Городскую думу превратились в политический кризис федерального масштаба?» Ходорковский напоминает о сложности выборных условий для оппозиции: запредельно высокий процент подписей, которые необходимо собрать в поддержку выдвижения независимых кандидатов, впрочем, научившихся преодолевать этот барьер. При этом, по словам Ходорковского, кандидаты от власти, «по привычке даже не пытались собрать подписи, поэтому мы стали свидетелями абсолютно абсурдной и возмутительной ситуации». Он подчеркнул, что оппозиционеры вели активную кампанию: «Этих кандидатов избирком отказался регистрировать, а людей, которые кампанию не вели, – их, наоборот, зарегистрировали». По мнению Ходорковского, такая ситуация показала народу, что власть пренебрегает его мнением, что и вызывало протесты: «Люди вышли на улицы мирно, без оружия, и были жестоко избиты ОМОНом, и нам предложили поверить в массовые беспорядки». Он напомнил, что право на мирные собрания гарантировано 31-й статьей Конституции, а действия митингующих по закону под определение «массовые беспорядки» не подпадает: не было ни поджогов, ни погромов, ни насилия, ни вооруженного сопротивления. В то же время многие силовики на акциях носили маски.
Экс-олигарх отметил, что политическая ситуация вызвала раскол и в творческой элите, например, группа «Ногу свело» отказалась выступать на провластном концерте, который организовали в противовес митингу протеста. Отметим: на митинге 10 августа выступили известные молодежные музыкальные исполнители – Face, IC3PEAK и «Кровосток» (см. «НГ» от 08.08.19).
По мнению лидера ОР, власти не оставили многим публичным людям возможности быть нейтральными, и выбор оказался не в пользу властей. «Так не только расширяется база протеста, так возникает мода на него. А там, где есть мода, там молодежь и массовость», – подчеркнул Ходорковский. «Это только начало, сентябрь грозит быть очень нескучным. В стране началась революция, и кончится она только падением режима», – пообещал он, отметив, что впереди годы борьбы.
Политик Максим Кац также отметил, что прошел самый массовый политический митинг за последние годы. По мнению политика, по численности с акцией 10 августа сопоставим только митинг на Болотной и том же Сахарова в 2011 году. Кац подчеркнул: «Митинг случился, несмотря на недели запугивания, пропаганды, несмотря на то, что изолировали почти всех лидеров. Потому что это история не про лидеров, а про то, что люди хотят менять власть в стране и менять страну к лучшему».
Отметим, на согласованный митинг в поддержку независимых кандидатов в Мосгордуму 10 августа на проспект Сахарова, по данным «Белого счетчика», вышло около 60 тыс. человек. По данным МВД – 20 тыс. Социологический опрос части участников под руководством Алексея Захарова показал, что мужчин было 64%, женщин – 36%. По возрасту участники распределились так: 25 лет и младше – 23% пришедших, 26–35 лет – 36%, 36–50 лет – 22%, 51–65 лет – 14%, свыше 65 лет – 5%. То есть получается, что молодежь составила примерно 59% пришедших. При этом 80% участников – москвичи. Пришедших на митинг первый раз – 17%.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что сам был на митинге 10 августа: «Народу пришло действительно много, если бы было тепло, могло бы собраться и 100 тыс. человек, хотя говорить о том, что протест становится престижным, – преувеличение. Если говорить о москвичах, стало больше людей, которые с симпатией относятся к протестующим, чем тех, кто их осуждает. Может быть, это можно считать прорывом, идет политическое созревание городского среднего класса, который хочет иметь представительство, а действующие политические институты не отражают его интересов. Но расширения социальной базы уличного протестного движения не произошло». Эксперт отметил, что цель протестного движения – добиться реализации требований, а задача – получить поддержку большинства. По его мнению, протестующим не хватает, во-первых, ставки на патриотизм, во-вторых, идеи, которая была бы востребована у колеблющихся граждан, в-третьих, не хватает технологичности: пока не очень содержательные лозунги и повестка, в-четвертых, нет стратегии и плана, который можно было бы предложить всем. «В широкое массовое политическое движение такие политические акции не перерастают, это все еще резервация моральных борцов, но в любом случае это большой шаг вперед, хотя и не революция», – отметил Калачев.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ»: «Революции, конечно, нет и перестройки нет, протест носит моральный характер, но мода на протест вернулась. Хотя в несколько ином качестве: если в 2011 году было много гламурных персонажей, которых отторгала провинция, то сейчас – музыканты, рэперы, которых слушают не только в столице, но и до самых до окраин». При этом эксперт согласился, что в протест активно идет молодежь, и не только. В то же время, по словам Макаркина, действия силовиков в отношении активистов только поддерживают моду на протест. «В 2012 году аресты были после того, как протест пошел на спад после президентских выборов, а здесь арестовывать начали, когда протест на подъеме. Это только способствует тому, что приходят более старшие поколения, – к детям присоединились родители. Прирост пришедших с прошлого согласованного митинга (20 июля) произошел именно за счет среднего и старшего возраста», – отметил он.
комментарии(0)