«Независимая газета» продолжает серию интервью с представителями разных политических сил, баллотирующимися в Мосгордуму. Действующий депутат столичного парламента Ольга Шарапова рассказала журналисту Александру Малышеву о том, почему идет на выборы как самовыдвиженец и нужно ли реформировать городскую думу.
– Ольга Викторовна, вы участвуете в выборах в Мосгордуму второй раз. С чем это связано?
– Говорят, у каждого человека есть призвание. Считаю, что мое призвание – помощь людям. Это не громкие слова, это жизненная позиция для меня – и как доктора, и как депутата. Депутат не дает клятву, но врач – присягает на верность своему долгу. Дав Клятву Гиппократа еще много лет назад, я иду с ней по жизни. Так и в депутатстве, пообещав жителям однажды помогать и представлять их интересы, я не могу их подвести – это мой долг. За прошедшие пять лет мы вместе с жителями районов Котловка, Обручевский и Черемушки, с активистами, с моими избирателями смогли многое сделать для улучшения, обустройства, комфорта и удобства людей. Много сделано, многое находится в процессе работы, еще больше предстоит сделать.
– Почему вы идете как самовыдвиженец, а не от «Единой России»?
– Я беспартийная. Хотя с равным уважением отношусь и к этой партии и ее сторонникам, и к представителям других партий. Моя партия – это жители моего округа, москвичи. В прошлый созыв Московской городской Думы я избиралась как кандидат-самовыдвиженец, в составе Думы вхожу в независимую депутатскую группу «Моя Москва», и сейчас иду на выборы как самостоятельный кандидат, собрав подписи избирателей. По моему мнению, партийная идеология – это важно на верхнем уровне государственной системы, на уровне Государственной думы прежде всего. А моя задача – это интересы моих избирателей, независимо от их политической позиции. В Мосгордуме мы, члены депутатской группы «Моя Москва», стремимся взаимодействовать с представителями всех политических сил с конструктивной позиции, с позиции житейского здравого смысла.
– Чем отличаются кампании 2014 и 2019 годов? Как думаете, с чем связано нынешнее напряжение на старте предвыборной борьбы в Москве?
– Вообще-то в моем избирательном округе я не вижу какого-то особого напряжения на старте. Есть соревнование целей и программ, соревнование людей и мнений. А вот нетерпимости и битвы – нет. Я скажу, может быть, то, что кому-то не понравится, но это – мои наблюдения и мое мнение: в наших районах живут спокойные, практичные и рассудительные люди.
– Как относитесь к публичным акциям (санкционированным и несанкционированным), которые проводятся в поддержку части кандидатов, которые не смогли зарегистрироваться на выборы?
– К санкционированным акциям – нормально. Люди имеют свое мнение и хотят его высказать – пусть высказывают, нравится оно мне или не нравится. К несанкционированным – резко отрицательно. Я – за закон и порядок в Москве. А к тем, кто призывает на несанкционированные акции подростков или приводит детей, я отношусь как к моральным уродам. Да, именно так. Именно в такой формулировке. Как врач я прекрасно знаю те психологические, гормональные причины, которые диктуют человеку подросткового возраста физиологическую потребность «проверять на прочность» все правила. Так, перед вступлением в возраст произведения потомства, человеческое существо определяет для себя правила, рамки, границы во взаимодействии с другими такими же существами, правила существования общества. И именно в этот период использовать нестабильность психики подростка очень просто. И очень подло.
– Правильно ли действуют представители исполнительной власти в этой ситуации?
– К действиям представителей правоохранительных органов у меня не просто нет претензий – я рада, что они добросовестно выполняют свой долг, и тому, насколько квалифицированно они действуют. Не вижу ни беспомощности, ни излишнего насилия. Ни убавить, ни прибавить.
Есть претензии к «разъяснительной работе» официальных лиц, прежде всего избиркомов. Как можно закрывать глаза на то, что ваша работа будет «под микроскопом», что вами пожелают воспользоваться те, что хочет провокаций и беспорядков? Если вы не зарегистрировали кого-то, кто принес фальшивые подписи, – говорите об этом! Много говорите, показывайте документы, объясняйте людям правду, а не отделывайтесь общими словами! Вы тоже несете ответственность за порядок и спокойствие в нашем городе! Когда вы правы, но понимаете, что кто-то попытается вашу правоту извратить, – не ждите, когда провокация уже будет устроена. Разъясняйте, подробно и открыто, рассказывайте и показывайте людям свою правду.
– Как относитесь к подписному фильтру для кандидатов в депутаты Мосгордумы? Нужен ли он или его следует устранить, как предлагают некоторые? Какая процедура его может заменить или, может, необходимы какие-то изменения в системе сбора подписей?
– В принципе эту систему я считаю нормальной и рабочей. В принципе… Конечно, какие-то детали можно дорабатывать, что-то облегчать… Кстати, среди сданных мной 4787 подписей, избирательная комиссия тоже забраковала 264 строчки. Эта цифра не превысила допустимый процент «брака», но ошибки были, как бы тщательно ни проверяли подписные листы я и мои волонтеры!
Суть подписного фильтра – избавиться от профанации и срыва выборов, когда в избирательном бюллетене будут десятки, а то и сотни фамилий. Представляете такую «простыню»? А желающие учинять такие провокации, согласитесь, найдутся. Есть предложение заменять сбор подписей денежным залогом. Но знаете, для какого-нибудь олигарха 10, 20 или даже 100 размеров залога по сравнению с желанием потешить свои амбиции или самолюбие – просто ничто.
А вот реально собрать реальные подписи, организовать эту работу, собрать команду добросовестных и ответственных помощников, чтобы эти подписи были действительно «чистыми» – значит иметь не деньги и амбиции, а реальный авторитет у людей плюс организаторские способности. Повторюсь: система, на мой взгляд, не идеальная, но вполне работающая.
– Как вы собирали подписи в свою поддержку? Сколько времени занял этот процесс и много ли человек участвовало в нем?
– Подготовкой к сбору мы занимались не один месяц. Разрабатывали маршруты, выбирали точки для пикетов. Непосредственно сам сбор занял примерно месяц – с 7 июня по 3 июля. Мои волонтеры собирали подписи на уличных пикетах и в обходах по квартирам жителей Обручевского, Котловки, Черемушек. Я сама тоже участвовала и в пикетах, и в обходе домов. Мы действовали командой реальных людей, с которыми пять лет вместе решали конкретные проблемы избирателей – нас все знают, многие поддерживают.
– Сколько подписей удавалось собирать ежедневно, какой формат давал лучший результат – поквартирные обходы, пикеты?
– Все люди разные: молодежь собирала больше – они активнее, старшее поколение – более вдумчиво общалась с жителями округа. Чаще подписывались по квартирам, при таком обходе было больше времени и возможности поговорить с человеком, рассказать о моей работе, о программе.
– У некоторых кандидатов выявили много недействительных подписей. Как вы проверяли качество подписей, чтобы не допустить проблем в избиркоме? Были ли у вас графологи или почерковеды?
– У нас работала команда компетентных юристов. Да и не первые выборы прохожу, опыт есть.
– Какие наиболее важные проблемы вы видите в своем избирательном округе, почему их не удалось решить за предыдущий срок вашей работы в Мосгордуме?
– Отвечу по сути: проблемы – это то, что возникает, и то, что решается. На место одной решенной придет другая, которая тоже потребует действий. Это жизнь, она каждый день ставит перед нами задачи. Иногда такой круговорот задач называют «текучкой», но это – тоже важная часть депутатской деятельности, которой я занималась и, надеюсь, буду заниматься и впредь. Это замена и обустройство детских и спортивных площадок, установка уличного освещения, да и любая адресная помощь!
И есть другая часть депутатской деятельности – постоянная работа по улучшению жизни в округе, городской среды, развитию общественно-культурного пространства. Планомерная, системная и не имеющая такого критерия оценки как «удалось – не удалось». Это развитие и постоянное улучшение медицинского обслуживания жителей, выездного обслуживания, профилактики, волонтерских программ. Расширение и обустройство новых зон отдыха, народных парков, развитие и реконструкция спортивных, культурных, других общественных объектов и учреждений.
И главное – то, что составляет огромный пласт этого направления депутатской деятельности: организация, сбор, учет и согласование с исполнительными структурами реальных потребностей и реального мнения людей. И я, и мои помощники отдаем немало времени и сил, чтобы при принятии решений были в максимально возможном объеме учтены пожелания как можно большего числа жителей, которых это затрагивает. Мы взаимодействуем с гражданскими активистами, проводим опросы по месту жительства и на пикетах, встречи с избирателями в жилых массивах и на работе. Для чего? Чтобы люди в результате получили именно тот результат, который они желают, который им нужен!
– И критики власти, и представители ЕР в последнее время много говорят о том, что стоит задуматься о реформировании Мосгордумы. Нужны ли перемены в городском парламенте? Если да, что нужно менять – формат, количество депутатов?
– Могу в шутку сказать: как врач не наблюдаю у пациента Мосгордумы признаков серьезного заболевания. Но профилактикой пренебрегать не надо! Если же говорить серьезно – систему, структуру и принципы организации деятельности Московской городской Думы считаю вполне рабочими, соответствующими ее задачам. Но опять же стоит всегда стремиться к совершенству и актуальности с учетом запросов времени и жителей Москвы.
Ранее «Независимая газета» уже публиковала интервью с кандидатом от КПРФ Вадимом Куминым, который подготовил законопроект о расширении полномочий столичного парламента.
комментарии(0)