Илья Яшин планирует подать жалобу в Европейский суд по правам человека. Фото Reuters |
Адвокат Дмитрия Гудкова Юлия Федотова рассказала «НГ», что жалоба в Европейский суд была отправлена во вторник и связана с нынешним отбыванием Дмитрием административного ареста.
Защитница насчитала 11 нарушений Европейской конвенции и привела примеры: в протоколе нет мотивов задержания на 50 часов, неверно указано время задержания. Также протокол об административном правонарушении был составлен 14 дней спустя, хотя должен оформляться немедленно, и в нем не указано место совершения «правонарушения». «Суд даже не попытался доказать «вредные последствия» акции в Новопушкинском сквере, а информационную запись о мирной акции назвал «призывом». На заседании не было стороны обвинения, суд принял эту функцию на себя. Было отказано в вызове свидетелей – сотрудников полиции», – перечислила нарушения на процессе Федотова. «И наконец: арест на 30 суток, максимально возможный срок, нарушает право на ведение предвыборной кампании, мешает апелляции в ЦИК в связи с незаконной нерегистрацией и, как следствие, является дискриминацией по признаку политических убеждений», – подчеркнула адвокат.
По ее мнению, хотя нарушены были многочисленные права Гудкова, вопросы по обыскам (в рамках уголовного дела о массовых беспорядках) и нарушениям избирательных прав надо обжаловать отдельно. Она не исключила, что такие иски будут подготовлены: «Это естественное развитие ситуации, потому что, к сожалению, в РФ остается надеяться только на ЕСПЧ, российские суды не работают. Но подавать ли их – решать Дмитрию». Она пояснила, что по выборам надо сначала пройти судебные инстанции в России, а то, что связано с недопуском на выборы, в судах пока не обжаловалось. А вот по административным и уголовным делам достаточно пройти первую инстанцию и апелляцию.
По мнению Федотовой, по задержаниям на митингах можно ожидать потока жалоб от активистов: «Это не представляет сложности, процедура уже обкатана, написать их довольно просто – они достаточно однотипные, эти жалобы рассматриваются ЕСПЧ в особом ускоренном порядке. Если будет много таких жалоб по одним и тем же основаниям, ЕСПЧ выкатывает резолюцию РФ, чтобы она видоизменила свой закон, который не соответствует нормам конвенции». Между тем по выборам теоретически может быть объединенная жалоба от нескольких независимых кандидатов, но адвокат считает, что целесообразнее подавать отдельные – «потому что у всех свои основания». Федотова отметила, что «митинговые» жалобы рассматриваются быстрее «выборных» – «то есть условно не семь лет, а три года, ЕСПЧ – это долгая процедура».
Адвокат Ильи Яшина Вадим Прохоров сообщил «НГ»: «Безусловно, мы подготовим жалобу в ЕСПЧ на всю совокупность нарушения прав, причем и выборных, и задержание на митинге, арест, обыски. Мы это расцениваем как одну цепочку действий властей РФ, начиная от незаконных отказов ему в регистрации и заканчивая теми самыми административными арестами, возбужденным уголовным делом, по которому был обыск. Это единый комплекс действий в виде репрессий, направленный на исключение независимых кандидатов из политической и общественной жизни». Он пояснил, что сейчас пока идет обжалование и по выборам, и по митингам. Прохоров считает, что по делу Яшина нарушены статьи Европейской конвенции 5 (защищает личную свободу и неприкосновенность), 6 (право на справедливое судебное разбирательство), 10 (свобода выражения мнения), 11 (свобода собраний и объединений), 18 (пределы использования ограничений в отношении прав – причем эта статья предполагает преследование по политическим мотивам), статья 3 протокола № 1 (нарушение избирательных прав). Он пояснил, что формат жалоб будет обсуждаться со специалистами по ЕСПЧ. Как и возможность коллективной жалобы незарегистрированных кандидатов, «если бы это было возможно, то, наверное, лучше подавать коллективно». По мнению адвоката, таких исков может быть от митингующих много, поскольку в РФ надеяться на правосудие сложно, и заявил: «К примеру, судья Мосгорсуда Анна Селиверстова сказала: «Судьи в РФ не несут ответственности за принятые решения», – на процессе по Яшину». Прохоров отметил, что в принципе рассмотрение нарушений избирательных прав долгая процедура, но, учитывая размах и резонанс дела на нынешних выборах, наверное, можно запросить ускоренную процедуру.
Адвокат Дмитрий Аграновский, специализирующийся на подаче исков в ЕСПЧ, пояснил «НГ»: «Вал таких исков последовать может. Перспектива есть, даже если были нарушения со стороны митингующих. ЕСПЧ уважает национальное законодательство, но с другой стороны, зная нашу правоприменительную практику, можно не сомневаться, что было множество нарушений со стороны правоохранительных и судебных органов, например ошибки в оформлении протокола, избыточное применение насилия при задержании и т.д.». Он отметил, что перед подачей исков в Страсбург митингующим нужно исчерпать национальные средства защиты.
Между тем адвокат отметил, что стоило бы разделить жалобы на нарушение избирательных прав, обыски – по уголовной статье, и задержания, поскольку формуляр жалоб ограничен 15 тыс. знаками. Но при этом сам Аграновский в жалобах указал бы отсылки друг на друга – связал бы их общим местом или общими событиями: «А там Европейский суд их запросто объединит, они сами любят это делать, но гораздо ценнее и предпочтительнее, когда ЕСПЧ сам объединяет жалобы по определенным критериям, естественно, это повышает вероятность коммуникации и благоприятного исхода». Между тем адвокат отметил, что жалобы рассматриваются годами, например, по лидеру «Левого фронта» Сергею Удальцову не рассмотрены жалобы на аресты на митингах 2011 года, также до сих пор не вынесено решение по приговору по «болотному делу» (2014 года), по остальным осужденным, кстати, такие решения были вынесены только в прошлом году, несмотря на то, что жалобам был придан приоритет, хотя приговоры выносились в 2012–2013 годах. А например, по акциям нацболов 2004 года решение ЕСПЧ пришло и вовсе 14 лет спустя.
По словам адвоката, рассмотрение жалоб на нарушение избирательных прав происходит еще дольше: Аграновский, к примеру, подавал в ЕСПЧ на выборы, «в 2011 году я баллотировался в Московскую облдуму от КПРФ по одномандатному округу и выиграл, но победу отдали единороссу, по моим протоколам выиграл я, а официально – представитель власти, и жалоба до сих пор даже не коммуницирована». А по обыскам в рамках уголовного дела и вовсе рассмотрение жалобы может затянуться, ведь приговоры пока не вынесены. Поэтому, по словам адвоката, на быстрое рассмотрение жалоб в любом случае рассчитывать не стоит. «Но подавать надо», – подчеркнул он.
комментарии(2)
0
Александр Жмыриков 07:48 08.08.2019
На самом деле, если действующие власти РФ возжелают реально, а не на словах, избавиться от раскачивания политической ситуации, достаточно внести в федеральный Закон о выборах всего одну поправку. А именно, ввести порог явки избирателей на выборы для признания выборов состоявшимися. Порог этот надо сделать жестким: 50% плюс 1 избиратель. В этом случае, избиркомы не станут отыскивать "блох" в подписях кандидатов, не станут снимать с регистрации протестных кандидатов под надуманными предлогами.
0
Александр Жмыриков 07:53 08.08.2019
Кандидаты же (как партии власти, так и оппозиции) будут вместо тупых методов взаимной дискредитации имиджей использовать тонкие методы воздействия на сознание и бессознательное избирателей. Это, в свою очередь, приведет к тому, что избранные депутаты научатся творчески решать насущные проблемы избирателей.