Элла Памфилова объяснила кандидатам, почему им отказали в регистрации. Фото с сайта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации / www.cikrf.ru
Рабочая группа Центризбиркома рассмотрела очередные жалобы на отказ в регистрации независимых кандидатов, трое из которых оппозиционеры: глава незарегистрированной Партии перемен Дмитрий Гудков, юрист «Фонда борьбы с коррупцией» Любовь Соболь и глава муниципального округа Гагаринский Елена Русакова. Следующее заседание рабочей группы ЦИК состоится 8 августа, и рассмотрит жалобы главы муниципального округа Красносельский Ильи Яшина, муниципальных депутатов Анастасии Брюхановой и Юлии Галяминой, и Надежды Квачковой. Эксперты отмечают, что большинство подписей забраковано почерковедами, а значит надежды на регистрацию мало. Выборы все больше превращаются в ритуал.
Рабочая группа ЦИК во вторник рассмотрела пять жалоб. Помимо оппозиционеров были рассмотрены жалобы еще двух кандидатов.
Похоже, ЦИК не намерен проявлять излишнюю либеральность в отношение незарегистрированных кандидатов, причем от разных сил, демонстрируя свою объективность. В частности, рабочая группа рекомендовала отказать в регистрации кандидатом в Мосгордуму самовыдвиженке, члену партии «Единая Россия» главе муниципального округа Марьина роща Екатерине Игнатовой. Для регистрации кандидату не хватило 384 подписи. Всего недействительными признали 905 подписей. Причиной выбраковки части подписей стало неверное заверение нотариусом списка сборщиков.
Такое же решение было принято в отношении самовыдвиженца Александра Руденко, по причине нехватки достоверных подписей и неверного заполнения документов.
Кандидату Дмитрию Гудкову в регистрации также отказано. Интересы отбывающего административное наказание Дмитрия Гудкова на заседании рабочей группы представлял его юрист Виталий Венедиктов, заявивший, что решения как окружной комиссии, так и городской – «незаконные». По его словам, помощники Гудкова обошли жителей округа, чьи подписи были забракованы. В результате этого похода половина из более чем 400 граждан подтвердили подлинность своих автографов. Как рассказала глава ЦИК Элла Памфилова, рабочая группа «фактически повторно провела проверку подписей», причем к работе привлекли экспертов-почерковедов МВД с «другим уровнем», чтобы «картина была максимально объективной». «Если выводы нижестоящих комиссий не подтверждались, мы возвращали подписи, и вообще любые сомнения трактуются в пользу кандидатов», – заявила Памфилова. Гудкову по итогам рассмотрения жалобы вернули 31 подпись, но ему не хватило 300 подписей. При этом ЦИК отказался зачитать заявления избирателей, поставивших подписи за кандидата. Как пояснила секретарь ЦИК Майя Гришина, учет таких писем значил бы фактически внесение новых подписей за пределами срока, установленного законом. При этом перепроверка уже сданных подписей, по мнению Центризбиркома, нарушает равенство кандидатов, поэтому на нее идти нельзя.
На момент подписания номера «НГ» в печать решение относительно Любови Соболь и Елены Русаковой не было принято. Однако позже вечером им также было отказано в регистрации. Часть подписей Русаковой была забракована из-за опечатки нотариуса при заверении списка сборщиков. Член ЦИК Антон Лопатин заявил, что «не уверен, что нотариус виноват в том, что произошло, потому что любой человек, принося пакет документов к нотариусу, проверяет документ, который он получает в итоге». Соболь по результатам перепроверки подписей было дополнительно зачтено семь подписей. При этом для регистрации кандидатом в Мосгордуму ей необходимо было вернуть 239 подписей. Также кандидатом Соболь были неверно заполнены документы о принадлежащем ей имуществе за рубежом, что является самостоятельным основанием для отказа в регистрации. Кроме того, во вторник окружная избирательная комиссия повторно отказала в регистрации на выборы члену политкомитета «Яблока» Сергею Митрохину, несмотря на то что Мосгоризбирком отменил это решение и обязал ОИК повторно вновь рассмотреть этот вопрос.
Между тем, рекомендация рабочей группы по кандидатам будет рассмотрена на заседании Центризбиркома в среду.
Отметим, что ЦИК не стал рассматривать жалобу на отказ в регистрации кандидатом Константина Янкаускаса. Глава ЦИК Элла Памфилова на заседании рабочей группы во вторник подтвердила, что жалоба Янкаускаса была подана позже срока. Такая же проблема оказалась у члена СПЧ Андрея Бабушкина, который уже пообещал, что будет оспаривать закон о подписях в Конституционном суде.
Между тем, часть подписей, забракованных окружными комиссиями (ОИК) при проверке вышестоящими комиссиями возвращали. Получается, что каждая вышестоящая комиссия находила ошибки в работе нижестоящей и возвращала подписи кандидатам. Возникает вопрос: если бы уровней избирательных комиссий было больше, то возможно бы зарегистрировали всех кандидатов.
«НГ» узнала у экспертов, по каким основаниям возвратов было больше всего.
Эксперт по выборам Андрей Бузин пояснил «НГ», что чаще всего возвращают подписи, забракованные ФМС, – либо при выяснении неправильного ввода данных в ГАС-выборы, либо при выявлении ошибок данных в базах ФМС, также возвращают подписи, забракованные из-за неточного адреса сборщиков или те, которые были на листах с опечаткой в номере счета. В то же время, все же большинство забракованных подписей у кандидатов было графологами. Эксперт отметил: «Например у Яшина возвращали те подписи, при браковании которых были выявлены ошибки окружной комиссии. У других кандидатов было аналогично». При этом эксперт подчеркнул, большая часть всех подписей у кандидатов была признана недействительной на основе сведений почерковеда, и именно их не возвращают.
Дело в том, что существует три субъекта, которые могут браковать подписи: члены избиркомов, управление по регистрации граждан МВД, и почерковеды экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) экспертно-консультационных центров при МВД. «В основном все нежелательные кандидаты были незарегистрированы на основании справок вторых двух субъектов: МВД и почерковедов, а их «заключения» никак не оспариваются избиркомами, и ответственности в законе для экспертов тоже нет никакой. Поэтому речь не идет о том, что члены комиссий выбраковали подписи. Члены комиссии просто положились на эти заключения, а как показала практика, выводы почерковедов являются очень сомнительными», – добавил Бузин.
Он отметил: «Закон прописан специально, чтобы дать возможность использовать админресурс. Хотя, возможно, по итогам нескольких кандидатов зарегистрируют. Чтобы сделать вид, что какая-то объективность существует».
Между тем, Бузин подчеркнул, что никаких ни административных ни уголовных санкций за ошибки нижестоящие комиссии не несут. Кандидатам от признания ошибок избиркомов тоже никаких поблажек при регистрации не делают. «Работать на соблюдение прав кандидата комиссии не настроены», – отметил Бузин.
Сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц пояснил «НГ»: «На каждом уровне избирательных комиссий возвращают какое-то количество подписей. Это потому что ОИКи некачественно выполнили свою работу. В основном возвращают подписи, забракованные по техническим причинам, а вот подвергать сомнению графологи никто не спешит. ЦИК заказывал экспертизу повторную почерковедческую, и по первой рабочей группе было доложено, что никаких подписей повторные экспертизы не вернули, они напротив, признали правоту почерковедов, которые были в рабочих группах окружных комиссий». Эксперт подчеркнул, что при отстаивании подписей самая проблемная часть – графологи. Мельконьянц подчеркнул, что в нынешних условиях шансев у несогласованных кандидатов на регистрацию мало, даже при собранных подписях. «Надо возвращать избирательный залог, нужно электронные подписи через «Госуслуги», снижать процент собираемых подписей с 3% до 1%, повышение допустимого брака с 10 до 20% и более жесткие процедуры проверки почерковедами в рабочих группах, – Чтобы была всем понятная утвержденная публичная методика».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «При регистрации кандидатов это очень странная история, когда мнения графологов или справки играют бОльшую роль, чем заявления людей, поставивших подпись. Это кризис жанра. Конечно, надежда умирает последней, но ее у оппозиции все меньше, и на графологов все спишут. Были прецеденты еще несколько лет назад на городских выборах в Орле где люди поставившие подпись подтверждали это, а им говорили, что вы люди заинтересованные, мы не можем принять ваши подписи, потому что вы на стороне кандидата. Формальные моменты берут вверх над здравым смыслом. Зачем нужна работа графолога, если есть избиратель, готовый подтвердить свою подпись?» Эксперт отметил, что поставивших подписи можно пригласить в избирком и суд, но по факту мнение избирателей не учитывается. «Это нашего понимание правого государства. Получается, что закон написан для того, чтобы не допустить на выборы не городских сумасшедших или ставленников криминала, а для того чтобы не допускать на выборы людей неудобных. У нас демократия, к сожалению очень условная, а выборы носят все более имитационный характер, и избирательное законодательство пишется под конкретные задачи конкретного момента конкретной власти», – подчеркнул Калачев. При этом эксперт отметил, что проблемы с регистрацией у кандидатов начались в 2000-е годы, в 90-е разночтения решались в интересах кандидата, а сейчас сбор подписей стали барьером. «Единственное что можно сделать – это нарисовать подписи, потому что реальные живые подписи никогда идеальными не будут. Но это выхолащивает саму идею выборов потому что институт стал ритуалом», – добавил он.
За тем, что происходило в Центризбиркоме весь день следили авторы общественно-политических Telegram-каналов. «В случае, если подписи дадут такую возможность, ЦИК напрямую зарегистрирует кандидатов в депутаты Мосгордумы, а не вернет вопрос в МГИК - заявила мне Элла Памфилова», - сообщил в своем Telegram-канале главред радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.
Авторы «Мюсли вслух» обращают внимание на весьма неопределенную позиицю ЦИК: «Когда решение предстоит принимать не самой комиссии (а суду) - ее представители за регистрацию кандидата. Когда комиссии предстоит решать вопрос самой (и, разумеется, под свою ответственность) - ЦИК изыскивает предлог уклониться от решения по существу. Понимаем... Все мы люди, все мы человеки...»
комментарии(1)
0
Александр Жмыриков 15:28 07.08.2019
Это ещё раз подтверждает мою гипотезу о заинтересованности определенных кланов властной элиты в обострении электоральной ситуации. Подробности смотри в моих комментариях от 06.08.2019 г.