Михаил Ходорковский напомнил, что за реализацию идеи «сильного правительства» он и угодил в тюрьму. Фото с сайта www.khodorkovsky.com
Основатель «Открытой России» (ОР) Михаил Ходорковский высказался относительно неудач оппозиции на выборах в Мосгордуму и в муниципалитеты Петербурга. Он решил предвосхитить дискуссию о целесообразности участия в таких избирательных кампаниях, призвав к тому, чтобы оппозиционеры не прекращали давления на власть. По мнению экс-олигарха, в результате режим будет либо еще больше терять свою легитимность, либо все-таки поддаваться напору. Признаки вынужденного отступления властей из-за давления оппозиции Ходорковский увидел прежде всего в утечках информации о возможности появления в России «сильного правительства». Под этим якобы подразумевается такой способ транзита 2024 года, который должен оставить за президентом Владимиром Путиным рычаги управления страной.
Однако начал Ходорковский свое очередное интернет-обращение к российским почитателям с указания на то, что, с одной стороны, «корпоративистское» государство наподобие существовавшего в Италии в 20–40-х годах прошлого века вроде бы и не предусматривает смены власти путем выборов. Но с другой стороны, часто бывало так, что эта смена происходила в результате выборов – «когда в обществе на волне политических дискуссий возникала готовность отстоять свое право на выбор». Именно на разъяснение такого с виду парадокса экс-олигарх и потратил свое время.
Очевидно, что его обращение к этой теме было связано как с неудачным выступлением оппозиционеров в квалификационном этапе выборов в Мосгордуму, так и сложным положением независимых кандидатов, которых в ходе муниципальной кампании в Петербурге или массово не допускают до нее, или снимают тех, кто смог прорваться через фильтр административного ресурса.
Ходорковский напомнил, чем отличается интерес к выборам у власти от интересов оппозиции. По его словам, «режиму выборы нужны для легитимации и сохранения власти, нам выборы нужны для делегитимации режима и подготовки тех, кто его сменит». При этом он отметил, что авторитет власти до сих пор сохраняется у значительной, хотя, по его мнению, и не большей части граждан. Это примерно 40%, но главное, что в них, понятное дело, состоит и подавляющее число сотрудников правоохранительных и силовых структур.
Всем несогласным Ходорковский предложил понять одно: «Чем активнее мы участвуем, чем яснее показываем лживость режима и узурпацию им власти, тем острее для Кремля дилемма – или уступить часть, или еще ослабить свою легитимность». Последнее как раз и имеет значение для всех силовиков, которые, дескать, не так охотно будут защищать тех, кому не удается стравиться с управлением государством.
При этом признаком ослабления легитимности нынешней власти основатель ОР считает ее якобы возвращение к идее «сильного правительства», за продвижение которой его, собственно, и посадили в тюрьму в начале 2000-х годов. Напомним, правда, что Ходорковский во главе такого правительства видел если не себя самого, то своего ставленника. Более того, из его сегодняшних высказываний следует, что сила этого правительства будет вовсе не политической, а всего лишь профессиональной.
Как известно, Ходорковский выступает за парламентскую республику регионов, которые, мол, сформируют без особой помощи со стороны нынешних партий и парламент, и подотчетный ему кабинет министров, которые, таким образом, и будут выполнять некую волю народа снизу. Но на самом деле такой формат, судя по всему, представляет собой не более чем предложение существующим элитным группам образовать нечто вроде конфедерации самостоятельных княжеств. Понятно, что у власти подобные планы, если они вообще есть, наполнены совершенно другим содержанием.
Позитив в предложениях Ходорковского тем не менее, безусловно, присутствует – и он относится как раз к его требованиям ни в коем случае не бойкотировать даже самые «черные выборы». Если есть достойные кандидаты, то голосовать за них, если таковых нет – голосовать хотя бы против, чтобы фальсификации были затруднены или хотя бы всем заметны. Таким образом, экс-олигарх, по сути дела, выступает против тех течений в оппозиции, которые не перестают носиться с идеей майдана.
комментарии(0)