Сбор подписей обычно демонстрирует организационные способности кандидата и его ближайших соратников. Фото агентства «Москва»
Оппозиционные политики, устроившие в воскресенье несанкционированную акцию протеста в центре Москвы, утверждают, что будут отстаивать каждую подпись, забракованную Мосгоризбиркомом. Между тем их оппоненты заявляют, что бороться будет крайне сложно, поскольку среди подписантов можно найти даже умерших людей. Член Общественной палаты Илья Ремесло опубликовал расследование, в котором утверждается, что подобные подписи могут быть, в частности, у потенциальных кандидатов в Мосгордуму Дмитрия Клочкова и Александра Соловьева.
В воскресенье целый ряд известных в Москве оппозиционных кандидатов сообщили, что избиркомы обнаружили у них недопустимо большую долю недостоверных подписей. Среди «пострадавших» оказались Илья Яшин, Юлия Галямина, Любовь Соболь, Дмитрий Гудков. В результате несанкционированной акции в поддержку независимых кандидатов, состоявшейся сначала на Тверской, а затем и на Моховой улицах, было задержано несколько десятков человек, а политики заявили, что будут бороться за подпись каждого человека, забракованную контролерами.
Тем не менее ранее юрист Илья Ремесло, который был известен тем, что создавал разоблачительный сайт об оппозиционном политике Алексее Навальном, опубликовал расследование, в котором утверждал, что в подписных листах Дмитрия Гудкова, Любови Соболь, Ивана Жданова, Кирилла Гончарова и Андрея Бабушкина при должном интересе можно найти не только недействительные подписи, но и подписи людей, которые на самом деле давно уже мертвы. Юрист отметил, что «мертвые души» в листах – бич всех рисовальщиков автографов, так как за актуальностью купленной заранее базы очень сложно следить. Илья Ремесло утверждает, что при желании можно даже отыскать могилы умерших людей, данные которых были использованы для «рисовки».
Общественник напомнил, что поводом для расследования послужили переданные ему заметки членов избирательных комиссий. Они изучали подписные листы оппозиционных кандидатов и отмечали некоторые несостыковки. Илья Ремесло постарался продемонстрировать, что среди тех, кто подписался, например, за Гончарова, действительно есть мертвые люди. В томе 7, лист 136, в частности, значится Кукояка Александр Анатольевич. Общественник отметил редкую фамилию и обнаружил в Интернете сообщения о его смерти. В социальной сети «ВКонтакте» сохранился профиль Кукояки, однако пользователь давно не активен. «У вас нет ничего святого. Даже будучи пойманными за руку, вы отрицаете очевидные факты. И вынуждаете меня копаться в этих делах, тыкать вас носом в них, причиняете огромный моральный вред родственникам усопших», – с пафосом пишет юрист Ремесло.
Как полагает Ремесло, сборщики подписей в поддержку политиков могли сами рисовать автографы или их «использовали втемную». «В штабах правки вносились людьми самостоятельно, а перекладывалось все на сборщика. Сейчас их подведут под уголовку. Это серьезная многомерная схема», – приводит издание «Политика Сегодня» слова Ремесло. Общественник отмечает, что доказать фальсификацию избирательных документов сложно, тем не менее можно доказать сговор между сборщиком и кандидатом.
Расследование Ильи Ремесло, который известен поисками компромата против оппозиции, вызвало возмущение со стороны потенциальных кандидатов в депутаты Мосгордумы, например, Кирилл Гончаров обвинил общественника в том, что тот сделал вброс, и призвал выходить на митинги под лозунгом «Мы не мертвые, мы – живые!».
Между тем воскресную акцию политологи оценивают скептически.
«Цель акции одна – провокация и попытка словить очередной хайп. Самое главное, что ни в суды, ни в избиркомы не было подано ни одной претензии», – приводит ТАСС слова политолога Олега Матвейчева. По словам эксперта, оппозиционеры не пытались доказать свою правоту в рамках закона. «Тут они сами вынесли решение, что власти не права, а они правы», – подчеркнул Матвейчев.
Директор Центра политического анализа Павел Данилин заявил, что люди не захотели выходить на улицу. «Когда кандидат использует подписи «мертвых душ», то понятно, что никакие десятки тысяч людей митинговать за него не выйдут», – считает Данилин.
комментарии(0)