Подследственных сейчас перевозят по всей стране за госсчет – и теперь власти предлагают на этом сэкономить. Фото с сайта www.fsin.su
Адвокаты и правозащитники обнаружили подвох в предложениях Минюста о выдаче паспортов тем обитателям СИЗО, у которых их нет и которым без этого нельзя изменить меру пресечения на более мягкую. Эксперты это подтверждают, но указывают, что «паспортизация» по решениям Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) только усилит возможность для давления на обвиняемых. Такого же свойства и другая инициатива Минюста – разрешить тем, кто находится под домашним арестом, самим приезжать к следователям или в суды. При этом те, кто не сможет оплатить дорогу, неизбежно окажутся в СИЗО.
Сегодня паспортизация сидельцев возможна лишь в стенах колонии. Если человек потерял паспорт или срок документа истек, то по его заявлению тюремная администрация может выдать новый. На СИЗО такой порядок не распространяется.
А без паспорта не может быть применена более мягкая мера пресечения – домашний арест или подписка о невыезде. Правозащитники уверяют, что в настоящее время почти 26 тыс. человек – это примерно четверть обитателей СИЗО – не имеют удостоверения личности. Некоторые уже жаловались на следователей, которые, дескать, намеренно изымают из дел их паспорта, чтобы не выпускать арестанта из изолятора.
Минюст в поправках к закону предлагает дать «право каждому заключенному подавать через администрацию СИЗО заявление о выдаче (или замене) паспорта». Часть экспертов поддержали такую инициативу. Партнер АБ «Деловой фарватер» Павел Ивченков напомнил, что на момент нахождения в СИЗО вина человека еще не доказана. Не имея паспорта, он ограничивается в правах. «Новации нацелены на восстановление социальных прав сидельцев», – утверждает он.
Адвокат юркомпании BMS Law Firm Татьяна Пашкевич напомнила, что необходимость в таких поправках назрела давно, поскольку «у лиц под стражей сохраняются их права, гарантированные Конституцией, но для реализации последних нужен паспорт». Эксперт подтвердила ситуации, когда следователи забирают паспорта у задержанных, не оформляя это изъятие.
Однако основатель соцсети Gulagu.net Владимир Осечкин считает инициативу Минюста вредной. На самом деле подследственные и сегодня могут через адвокатов подать заявление на получение паспорта. Но если это будет прерогатива лишь ФСИН, то появятся новые рычаги давления на обвиняемых.
Между тем у ФСИН созрело еще одно предложение – отказаться от перевозки людей, отбывающих домашний арест, в суд или к следователю на государственном транспорте. В ведомстве указали на то, что таких перевозок в зависимости от региона от 1 до 4 тыс. в год.
«Нет никаких объективных препятствий для того, чтобы разрешить подозреваемым и обвиняемым самостоятельно приезжать на следственные действия, если они не представляют угрозы для общества. Но следователь может находиться удаленно от места домашнего ареста, и тогда в случае их самостоятельного приезда на следственные действия у подозреваемого, обвиняемого возникает статья расходов на транспорт, а эти лица, как известно, работать не могут. Нужно решить вопрос с финансированием подозреваемых и обвиняемых для их самостоятельного приезда к следователю или в суд», – заявила «НГ» Пашкевич.
При этом адвокат АБ Москвы «Лебедева–Романова и партнеры» Тимур Харди считает, что самостоятельные поездки будут нарушением самой идеи домашнего ареста – в это время могут произойти какие-то встречи с подельниками, свидетелями, потерпевшими или их представителями. Кроме того, подчеркнул он, «далеко не во всех случаях домашние арестанты могут самостоятельно добраться до суда или следствия, особенно если они расположены в других регионах или городах». Так как значительная часть подследственных относится «к малообеспеченным или маргинальным слоям населения, для них приобретение билетов в другой регион и съем там жилья будут непосильной задачей», – указал адвокат. «И все это повлечет за собой необходимость применения к ним более жестких мер, например, заключения под стражу. Причем со всеми последующими расходами, которые будут значительно превышать расходы на служебный транспорт. А это само по себе нивелируют всю идею ФСИН», – подчеркнул эксперт.
комментарии(0)