Юрист ФБК Любовь Соболь прошла в избирком раньше своего конкурента – яблочника Сергея Митрохина. Фото со страницы Любови Соболь в Twitter
Несистемная оппозиция сдала документы для регистрации своих кандидатов в Мосгордуму (МГД). Данная процедура была проведена максимально открыто, правда до Мосгоризбиркома (МГИК) дошли не все. В итоге подписи представлены 18 кандидатами от различных демократических сил. Часть из них уже публично потребовала допустить их к выборам, но ответ от МГИКа они получат не позднее 17 июля. Между тем против отдельных оппозиционеров в Сети уже развернулись негативные информационные кампании.
Как следует из данных, опубликованных на сайте МГИКа, документы подали более 420 человек. При этом более 160 кандидатов в депутаты МГД от непарламентских партий и самовыдвиженцы представили и необходимые подписные листы. Собственно представителей несистемной оппозиции из этих кандидатов немного.
Как известно, на этих выборах представителей «Единой России» и других сторонников власти уже прозвали «самомедвеженцами». В общем, среди демократов подписи смогли сдать четверо из пяти представителей Алексея Навального, трое от команды Дмитрия Гудкова из семерых человек, а также восемь из пятнадцати яблочников, из которых двум кандидатам помогал политконсультант Максим Кац. Подписи, по их заверениям, собрали муниципальные депутаты Юлия Галямина и Сергей Цукасов, а также житель Чертанова Роман Юнеман.
То есть в случае благоприятного отношения МГИКа демоппозиция пойдет на выборы по 18 столичным округам. Стоит отметить, что несогласные устроили широкомасштабную презентацию собранных подписей. Например, в «Яблоке» 5 июля прошла публичная «брошюровка» подписных листов, а 6 июля – брифинг кандидатов. Центр сбора подписей (ЦПС) Навального 5 июля провел свою презентацию автографов граждан, отданных оппозиционерам. Кстати, в ЦПС подписи собирали за 32 кандидатов – и это, наверное, первый раз за много лет, когда Навальный работал на общее дело. Команда Гудкова также устроила публичную сдачу подписей в МГИК.
Хотя «Яблоко» и сообщило, что 17 кандидатам от партии удалось собрать 76 400 подписей, получается, что у девятерых они потерялись по дороге в МГИК. В итоге туда принесли стопки листов уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович (округ № 6), член федерального политкомитета «Яблока» Сергей Митрохин (округ № 43), глава Гагаринского муниципального округа Елена Русакова (№ 37), член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин (№ 11).
Необходимое количество подписей смогли собрать и четверо молодых кандидатов. Это главный редактор газеты «Мы – москвичи!» Кирилл Гончаров (округ № 32), эксперт Центра антикоррупционной политики «Яблока» Максим Круглов (округ № 14), а также архитектор Дарья Беседина (№ 8) и муниципальный депутат Анастасия Брюханова (№ 42). Обеим мощную поддержку как раз обеспечивал Кац, показавший всем еще раз свои неплохие организаторские возможности. В соцсетях он отметил, что в МГИКе у Бесединой не возникло особых проблем, а вот у Брюхановой документы принимали на протяжении восьми часов.
Пятерка Навального в результате недосчиталась всего одного игрока. Владимир Милов, который 3 июля рапортовал о 4,9 тыс. подписей из необходимых 5273, 6 июля заявил, что вынужден огорчить своих сторонников. Дескать, «не хватило всего каких-то 120 подписей». Милов сообщил, что «часть подписей пришлось выбраковать, а ряд сборщиков так и не дошли до нотариуса». Он обещал представить собранные подписи как «прямое свидетельство, что жители юго-запада Москвы хотят перемен и сменяемости власти». Однако непонятно: если подписи реально были, то что мешало сдать необходимый и тщательно отобранный штабом минимум? Теперь же недоброжелатели Милова пишут в соцсетях, что никаких подписных листов вообще не было. Тем более что Милов не сдает документы уже четвертые выборы подряд. Первый раз – пять лет назад в МГД, затем в 2015-м за список кандидатов от ПАРНАСа в Калуге, затем за список «Демвыбора» в 2016 году в Вологде.
Между тем глава муниципального района Красносельский Илья Яшин (округ № 45) сдал почти 5 тыс. подписей при необходимых 4,5 тыс. Причем он сделал это на день раньше остальных кандидатов, объяснив это тем, что 6 июля «могут просто помешать зайти в комиссию с помощью технологии искусственной очереди. Директор Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Иван Жданов (округ № 8) отчитался о более чем 6 тыс. собранных подписей (необходимо 5310). Юрист ФБК Любовь Соболь (округ № 43), то есть конкурент Митрохина, сдала в МГИК максимум, положенный по закону, – 4940 подписей. И муниципальный депутат Зюзина Константин Янкаускас (округ № 31) также сдал подписи с запасом.
Команда Гудкова теперь представляет собой тройку из него самого, а также экс-главы «Открытой России» Александра Соловьева и Дмитрия Клочкова. Кстати, сам Гудков высказал особую благодарность навальнистам за их ЦПС – ведь каждый из его кандидатов получил там дополнительно по 200 подписей, а Клочков и вовсе более 600. При этом успешным оказалось экстренное выдвижение отца молодого политика – Геннадия Гудкова. Тот сообщил, что, несмотря на нервную кампанию, в округе № 2 ему удалось собрать около 6 тыс. подписей.
При этом, похоже, все то время, пока МГИК будет проводить проверку представленных подписей, вокруг ряда оппозиционных кандидатов будут раскручиваться негативные информационные кампании. Кроме Милова, которого его бывшие соратники уже охарактеризовали нелицеприятно, в историю попал и Яшин. Он уже заявлял, что якобы в части подписных листов типография неправильно указала счет, перепутав несколько цифр. В типографии сказали, что это техническая ошибка, однако сам оппозиционер считает это технологией по недопуску его до выборов. В итоге Яшину пришлось забраковать 10% собранных подписей. А теперь ему стали указывать на то, что и его официальная должность в этих листах указана неверно, а значит, их обязательно должны забраковать.
Соболь же сейчас подозревается в том, что она якобы хочет «сдать» сборщиков-волонтеров прокуратуре для проверки на подделку подписей. В Сети даже появились как бы копии того обращения, с которым планирует выступить Соболь. А Митрохин пояснил «НГ», что хотя он одобряет идею единого фронта демократических сил в защиту регистрации кандидатов, но «с навальнистами создавать его довольно сложно».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что оппозиционеры действительно многое сделали в поддержку своего выдвижения. Например, устроили публичную сдачу подписей, презентацию подписных листов, заручились поддержкой известных людей и публично обратились к МГИК с требованием регистрации. Эксперт подчеркнул, что в этот раз рутинное мероприятие по сдаче подписей превратилось в политическую акцию, кандидаты привлекли внимание не только к собственным проблемам, но и к самому институту сбора подписей как инструменту для отсечения неугодных. «Раньше оппозиционеры поднимали шум только после отказа в регистрации, а потому их аргументы плохо срабатывали, но сейчас они приняли превентивные меры», – отметил он. Калачев подчеркнул, что худшее, что сейчас может сделать оппозиция, – это отказаться от продолжения публичной борьбы за регистрацию. «Независимым кандидатам не мешало бы анонсировать митинг за честные выборы», – считает эксперт.
комментарии(0)