Фото с официального сайта УФМС России /ufms-gov.ru/
Российские миграционные службы резко сократили предоставление статуса временного убежища новым заявителям, а также почти прекратили продлевать временное убежище тем, у кого оно было, заявили эксперты комитета «Гражданское содействие». К концу 2018 года официальный статус беженца имели лишь 572 человека. Ощутимо сократилось и число лиц, получивших временное убежище (ВУ). По словам правозащитников, чиновники часто и совершенно произвольно отказывают в любом виде убежища, следуя негласной политической установке.
В комитете «Гражданское содействие», который занимается проблемами беженцев, заявили, что институт убежища в РФ работает из рук вон плохо, с каждым годом им может воспользоваться все меньше людей.
Правозащитники посетовали на незаконные и даже изощренные препоны со стороны миграционных властей: за прошлый год только 388 человек сумели добиться рассмотрения ходатайства на статус беженца и лишь 30 его получили. «Это минимальное значение за всю историю существования этого статуса в РФ», – отмечает автор доклада аналитик Константин Троицкий.
По словам эксперта, с каждым годом количество обладателей статуса беженца или временного убежища непрерывно и быстро снижается. Если суммировать число признанных официально беженцев и обладателей ВУ, то в основном их обладателями на конец 2018 года являлись граждане Украины (75 тыс. человек), Сирии (828 человек) и Афганистана (789 человек). И это меньше 0,5% от общемирового количества. Можно предположить, что раздавать статус беженца всем желающим власти не хотят, чтобы не брать на себя обязательств финансового характера. Однако ухудшилась и ситуация с выдачей разрешений на временное убежище. А этот статус не гарантирует его обладателю никаких выплат, речь идет лишь о праве в течение года жить и работать в РФ. Причина, по словам Троицкого, кроется в отсутствии политической воли: «Политическая установка остается главной причиной печальной, если не сказать трагической ситуации с правами беженцев в России».
В комитете уже неоднократно рассказывали, например, о проблемах украинских беженцев в РФ: в миграционных органах неохотно предоставляют ВУ переселенцам из Донбасса и отказывают даже тем, кто был в ополчении ЛНР и ДНР. Возвращение на родину через Киев грозит им тюрьмой. Большинство из них обращались к властям РФ с просьбой о каком-либо статусе, чтобы легализоваться здесь и избежать депортации.
Не так давно президент России распорядился о выдаче жителям Донбасса российского гражданства в упрощенном порядке. А вот по поводу статуса беженцев подобных распоряжений не было, поэтому чиновники продолжают совершенно произвольно отказывать тем же украинцам в любом виде убежища.
Правозащитники напомнили, что в 2014 году, когда у чиновников не было четких указаний, что делать с притоком беженцев из Украины, многих допустили до подачи документов. Однако уже спустя год ситуация резко изменилась, и количество принятых заявлений резко сократилось – в 20 раз! А статус в итоге получили лишь 4%.
«Количество украинцев, признанных беженцами, за последние пять лет не превышало 300 человек, и с 2015 года непрерывно снижалось. В 2018 году число граждан Украины, обратившихся за временным убежищем, снизилось в 46 раз по сравнению с пиковым значением в 2014 году. Число граждан Украины, статус временного убежища, в 2018 году продолжило стремительно падать и уменьшилось почти вдвое по сравнению с 2017 годом и в 4 раза по сравнению с пиковым значением в 2015 году», – говорится в докладе.
Людей, по словам Троицкого, «отфутболивают» по разным, зачастую незаконным мотивам. И даже когда документы принимаются, чиновник самоуправно, не слушая пожеланий обращающегося человека, в опросном листе отмечает факт подачи заявления о предоставлении временного убежища, а не ходатайства о статусе беженца.
Нередко работники миграционных служб вызывают полицию, к примеру если у человека, просящего убежище, отсутствует виза или другой разрешительный документ на пребывание в РФ. Вместо оказания помощи его привлекают к административной ответственности как нарушителя миграционного законодательства. При этом российские суды, утверждают в комитете, все чаще вместо штрафа назначают выдворение из страны.
Также в докладе говорится, что на протяжении всего военного конфликта в Сирии, с 2011 года, миграционные службы отказываются признавать сирийских граждан, добравшихся до России, беженцами. Из 2,5 тыс. ходатайств этот статус за семь лет получили лишь двое. А вот ВУ сегодня удается добиться лишь половине сирийцев, хотя в 2013-м его выдавали 70% обратившихся.
Еще более печальная статистическая картина с гражданами Афганистана. Число тех, кто пребывает во временном убежище, за последние 10 лет сократилось почти втрое, при этом за последние четыре года – вдвое, достигнув минимального значения в 356 человек.
Все эти цифры, считает эксперт, и свидетельствуют о тотальной деградации гуманитарного аспекта российского миграционного законодательства и фактическом «превращении российской миграционной службы в антимиграционный репрессивный орган».
комментарии(0)