Партии Геннадия Зюганова придется занять более радикальные позиции для привлечения избирателей. Фото с официального сайта Государственной думы РФ
По результатам соцопроса, проведенного Центром исследования политической культуры России (ЦИПКР), КПРФ остается второй силой в тех регионах, где осенью предстоит избрание депутатов заксобраний. При этом коммунисты пока нигде не могут претендовать на первое место, которое занимает «Единая Россия». Опрос показал и некоторую «диффузию ядерного электората КПРФ» – высокий процент неопределившихся. Эксперты, впрочем, отметили, что реальный выборный расклад еще не сложился: тренд на усиление протестных настроений сохраняется, а значит, у оппозиции остается хороший потенциал для роста.
Анализ данных соцопроса ЦИПКР делал совместно с отделами ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний и информационных технологий. Телефонные беседы с респондентами проведены в течение июня в 12 предвыборных регионах. Опрошены 6 тыс. человек из Республики Алтай, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Крыма, Марий Эл, Татарстана и Тывы, а также из Хабаровского края, Брянской, Волгоградской и Тульской областях, не забыли и Севастополь. Прийти на выборы планируют 62% опрошенных. «Явка будет в 1,4–1,5 раза меньше. Это связано с особенностями телефонного опроса – на анкету отвечает активная часть жителей. Можно предположить, что участвовать в выборах готово 40–44%», – отметили в ЦИПКРе.
Среди готовых прийти на выборы преобладают люди среднего и старшего возрастов – от 45 до 80 лет. Охотно пойдут на участки сторонники «Единой России», КПРФ, «Справедливой России», «Яблока» и «Патриотов России». Электорат ЛДПР и «Коммунистов России» пока более пассивен.
В среднем от тех, кто намерен голосовать, партийный расклад получается такой: ЕР – 42 %, КПРФ – 16 %, ЛДПР – 9 %, СР – 5 %. По 1% у «Яблока», «Патриотов», «Коммунистов России» и «Родины». При этом за некую «другую партию» готовы голосовать 6%, не определившихся с выбором 12%, не хотят идти на участки 9% респондентов. По сравнению с мартовским опросом поддержка ЕР не изменилась, у КПРФ и СР выросла на 2%, у ЛДПР заметен небольшой спад в 1%.
Конкретно рейтинги партии Геннадия Зюганова выросли в 10 из 12 регионов – за исключением Севастополя и Волгограда, где с коммунистами уже сравнялась ЛДПР, догоняет она их в Брянской области. В Хабаровском крае – настоящем оплоте ЛДПР – КПРФ также уступает ЕР. Впрочем, как показал опрос, правящая хабаровская партия уже понесла серьезные потери – уровень поддержки ЛДПР снизился с 35 до 25%.
Социология показала, что перед нынешними выборами в регионах сохраняется традиционный партийный расклад. Источник: ЦИПКР |
В целом вывод делается такой: во-первых, набор регионов не самый благоприятный для КПРФ – доминируют национальные республики с «управляемым голосованием», во-вторых, при росте показателей явки она остается невысокой. «По электоральной истории мы видим, что в большинстве этих регионов, как правило, явка не 30–40% (как показывает опрос), а 70–80%. Это значит, что накрутки в пользу ЕР еще более понизят ожидаемый средний результат КПРФ», – говорится в докладе. Однако по сравнению с выборами 2013–2014 годов у коммунистов есть шансы улучшить результат в полтора–два раза.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ», что «результаты партии власти просели, есть определенная прибавка у КПРФ, но не решающая, зато имеется высокая готовность голосовать за любую другую партию – в зависимости от региона от 4 до 12%». По его мнению, есть риск, что этих голосов просто не окажется на выборах. Обухов подтвердил, что именно электоральных побед, то есть первого места по голосованию, пока нигде не просматривается. Это связано с подбором регионов – это в основном «зоны традиционно управляемого голосования, а выборов в традиционно протестных регионах, наоборот, нет».
Обухов заметил, что диффузия электорального ядра КПРФ есть, она замечена и ранее, но этот процесс связан не столько с самой партией, сколько с датой голосования. Начало сентября как раз затрагивает возрастную часть электората, которая проводит лето на дачах, ей нужна сильная мотивация, чтобы вернуться в города голосовать. Поэтому, по словам Обухова, первоочередные задачи КПРФ – это мобилизовать сторонников и привлечь колеблющихся. «Если удастся, результаты будут получше, но пока при инерционной схеме прорывов не видно», – отметил он. Среди мер, считает Обухов, будет и жесткое контрпозиционирование власти: «Ближе к выборам мы посмотрим, что взорвет повестку».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что опросы – это хорошо, но они пока не могут предсказать расклад сил при голосовании. «Есть ядерный электорат, а есть неопределившиеся. Также важно, использует ли партия весь свой потенциал или нет, будут ли какие-то темы для избирателей раздражителем, заставляющим их искать главных оппозиционеров», – подчеркнул эксперт. А есть еще и фактор, называемый «выбор последнего дня». Поэтому, уверен Калачев, ни один опрос сейчас не покажет точную картину – вот и в прошлом году прогноз социологов не оправдывался регион за регионом. Ведь сохраняется действие такого феномена, как «безопасный протест», когда люди выражают свое недовольство на выборах, а не на митингах.
В общем, существенной будет работа КПРФ с региональной и местной повесткой, поскольку в опросе ЦИПКР отражена скорее реакция на повестку общефедеральную. Тем более что сейчас для людей главный вопрос на предстоящих выборах такой: «Если не ЕР, то кто?», а стало быть, они будут голосовать за партию, проявляющую наибольшую активность. Так что КПРФ стоит сосредоточиться не на истории и идеологии, а больше говорить о проблемах сегодняшнего дня и жестко оппонировать властям.
При этом Калачев заявил, что наибольшая диффузия постигла все же не оппозицию, а электоральное ядро партии власти. Бюджетники вместе с пенсионерами ранее составляли ее опору, равно как и молодежь. Но сейчас происходит брожение как раз во всех этих группах. «Нарастание социального протеста, падение социального самочувствия могут сыграть роль в росте голосования за оппозицию. До сентября могут появиться и новые раздражители, так что рейтинг партии власти может и еще больше упасть, а оппозиции – подняться», – подчеркнул эксперт.
комментарии(0)