0
3331
Газета Политика Печатная версия

26.06.2019 19:26:00

Борьбу с пытками продолжат малыми шагами

Одной из мер станет усиление общественного и журналистского контроля за тюремщиками

Тэги: тюрьма, пытки, борьба, правозащитники


тюрьма, пытки, борьба, правозащитники Правозащитники предлагают для борьбы с пытками шире использовать телекоммуникационные технологии. Фото РИА Новости

После отказа властей от внесения в Уголовный кодекс (УК) отдельной статьи о наказании за пытки правозащитники решили продолжить борьбу по принципу «малых шагов». Уже подготовлен ряд предложений о гарантиях физической защиты для тех заключенных, которые пожаловались на тюремщиков. Также предлагается усилить общественный и журналистский контроль за учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), ввести систему поощрений для сотрудников, готовых выносить сор из избы.

К Международному дню в поддержку жертв пыток, который проводится 26 июня, уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова выступила с заявлением, что вводится должность эксперта при омбудсмене, который мог бы проверять колонии и СИЗО. По ее словам, это должен быть такой сотрудник, которого можно будет «послать в любую колонию в любое время дня и ночи, чтобы отреагировать на ситуацию, которая возникла, или провести мониторинг медобеспечения, того, как принимаются посылки, достаточно ли условий по метражу размещения в камерах».

Таким образом, Москалькова признала, что ныне действующих Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) уже недостаточно для контроля за пенитенциарной системой. Она объяснила это тем, что ОНК действуют по территориальному принципу, а комиссар омбудсмена получит право работы по всей стране. При этом Москалькова поддержала мнение властей, которые, как известно, отказались вводить в УК спецстатью о наказании за пытки. Как отметила уполномоченный по правам человека, сейчас действуют «достаточные меры наказания» для обвиняемых в пытках. Проблема, по ее мнению, в том, что из них «мизерное количество привлекается к уголовной ответственности».

Правозащитное сообщество в целом, также констатировав, что власти не поддерживают идеи модернизации УК, уже подготовили новые рекомендации по борьбе с насилием за решеткой. Это «малые шаги», которые не требуют законодательных изменений или дополнительных бюджетных затрат. Их реализация в основном зависит от желания и воли государства и чиновников из ФСИН. С последними, правда, проблема в том, что многие из них «воспитаны в духе традиций НКВД». Тем не менее именно к ФСИН делается самое первое предложение – включить в общественные советы при управлениях ведомства родственников сидельцев, которые наиболее заинтересованы в соблюдении прав человека за решеткой.

Как рассказал «НГ» основатель соцсети Gulagu.net Владимир Осечкин, «родственники в отличие от тех же адвокатов готовы последовательно и активно участвовать в защите прав осужденного, первыми заявляют о пытках, даже выходят на пикеты у колоний и СИЗО». Кроме того, подчеркнул Осечкин, «важно правильно использовать нынешнюю нормативно-правовую базу, уйти от гулаговских штампов и клише, объединить усилия добросовестных сотрудников УИС и родственников заключенных для наведения порядка и кардинального снижения уровня пыток и насилия». Он подчеркнул, что этот уровень в пенитенциарных учреждениях продолжает расти с каждым годом. Причина этого – что подтверждают, кстати, и проверки Генпрокуратуры – круговая порука, закрытость системы и недостаточный контроль над нею. По словам Осечкина, «более простые и легкореализуемые предложения» правозащитников уже нашли отклик в силовых структурах, а значит, могут быть реализованы за относительно короткое время.

В рекомендациях правозащитников также говорится о необходимости открыть на сайте ФСИН раздел «Реестр безопасности и опасений», куда следует вносить имена заключенных, заявивших о злоупотреблениях и угрозах в свой адрес. Таким образом, у ОНК появится «дорожная карта» действий в отношении людей, за которыми следует смотреть в первоочередном порядке. Другие предложения – увеличить время сохранения записей камер наблюдений с одного месяца до одного года, обязать глав территориальных управлений ФСИН и начальников колоний лично проводить онлайн-прием родственников, которые не могут приехать на место.

Однозначно предлагается исключить одиночное содержание тех, кто подал жалобу на пытки со стороны тюремщиков. Потому что уже было немало случаев, когда заключенный под давлением отказывался от прежних показаний и даже привлекался к ответственности за оговор. Были и печальные истории с повесившимися людьми – «со следами расправ и имитации суицида». Экстренной мерой должна стать выдача видеорегистраторов тем сидельцам, которые заявили на тюремщиков. Причем выдача не на полчаса-час или день, а как минимум на месяц, чтобы избежать попыток воздействия на жалобщиков.

Немаловажным фактором защиты, пояснили правозащитники, является и проведение независимого медосмотра заявителей о пытках. Врачей под угрозой ответственности предлагается обязать сообщать обо всех подозрительных травмах и ссадинах у заключенных, а также фиксировать их на видео вместе с процессом осмотра и опроса о причинах травм. После этого человек должен находиться в медсанчасти как минимум до приезда в колонию надзирающего прокурора или дежурного следователя, отмечается в рекомендациях.

Предлагается поощрять и тех сотрудников ФСИН, которые рискнули обнародовать факты пыток и злоупотреблений среди своих сослуживцев. Например, выплачивать им премии или повышать в звании. Также есть рекомендация предоставить право таким сотрудникам общаться с прессой в качестве меры своеобразной защиты. Повышенный журналистский контроль – это вообще один из пунктов плана правозащитников. К примеру, есть идея, чтобы и заключенные могли беседовать со СМИ. Сформулирована она таким образом – «в онлайн-режиме по запросу редакции не менее двух часов в сутки на протяжении месяца с момента подачи заявления о пытках либо заявления об опасениях и угрозах жизни».

«Часто именно огласка и внимание общества помогают добросовестным руководителям УИС вскрывать нарывы в своей системе. И точно так же в случае, когда кто-то пытается вбросить в СМИ ложную информацию с целью дестабилизации обстановки внутри учреждения, лучше сразу позволить журналистам напрямую пообщаться с заключенными», – сказала «НГ» член Общественного совета ГУФСИН по Ростовской области Елена Елисеева. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Сергей Никитин

Национальный разведывательный центр будет выполнять широкий спектр задач

0
2423
В стране не хватает минимум двух тысяч эндокринологов

В стране не хватает минимум двух тысяч эндокринологов

Ольга Соловьева

Сахарный диабет угрожает 12 миллионам россиян

0
2318
Приоритеты Госдумы определили избиратели и президент

Приоритеты Госдумы определили избиратели и президент

Иван Родин

В законе о приеме в школы детей мигрантов свяжут защиту семейных ценностей и борьбу с нелегалами

0
2378
Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Подводные камни конференции ООН в Азербайджане

Олег Никифоров

Успеет ли Россия подготовиться к изменчивости западных климатических теорий

0
7819

Другие новости