Федеральная служба исполнения наказаний показывает пример полезной цифровизации. Скриншот страницы с сайта www.fsin-vizit.ru
Адвокаты продолжают добиваться упрощения доступа к подзащитным в следственные изоляторы (СИЗО). Несмотря на все обещания властей, организационные барьеры вроде больших очередей и нехватки следственных кабинетов сохраняются. Рекомендации по «борьбе с нарушениями прав человека в пенитенциарной системе» уже поддержала рабочая группа при уполномоченном по правам человека в России. В ближайшее время этот документ будет направлен в Минюст.
Омбудсмен Татьяна Москалькова заявила, что в законодательстве необходимо прописать возможный период содержания в следственном изоляторе. «Иногда невиновный человек вынужден несколько лет сидеть в клетке в ожидании приговора. При этом суд в итоге может его оправдать. Считаю, что необходимо очертить в законе четкие временные рамки, на какой период можно сажать в СИЗО человека, чья вина еще не доказана», – считает Москалькова.
Адвокаты же сейчас предпринимают очередную попытку добиться нормальных условий работы по защите прав тех людей, которые в СИЗО уже очутились. По мнению ряда экспертов, за последние годы «неприступность» пенитенциарной системы пошатнулась. Допустим, во многих столичных изоляторах увеличилось количество комнат для свиданий с подзащитными, появились и электронные очереди, позволяющие адвокатам заранее оформить заявку на посещение СИЗО, чтобы гарантированно попасть к своему доверителю.
Теперь же защитники хотят получить разрешение на свидания с подзащитными в выходные и праздничные дни, когда не работают следователи. Также они предлагают увеличить норматив времени для общения с клиентами. Речь идет и о введении электронного удостоверения адвоката, позволяющего заходить во все пенитенциарные учреждения в любое время. Адвокаты настаивают и на доступе к системе видеофиксации в пенитенциарных учреждениях для разбора различных конфликтных ситуаций. Об этом также говорится в предложениях, представленных в аппарат омбудсмена.
Адвокаты указывают и на повсеместную практику прослушивания переговорных комнат, считая ее «незаконной и антиконституционной». По закону встречи с подзащитными должны проходить в условиях строгой конфиденциальности. Обращено внимание и на такое нарушение адвокатской тайны, как перлюстрация переписки обвиняемых с защитниками. В юридическом сообществе настаивают, что необходимо устранять противоречия в законодательстве на этот счет.
Среди прочих проблем названо нежелание адвокатов по назначению ходить на свидания со своими подопечными. Якобы госзащитники посещают их лишь в сопровождении следователей, а часами сидеть в очередях ради обычной консультации они наотрез отказываются. Ведь в таких случаях они не получают вознаграждения за работу. Исправить эту ситуацию могла бы более адекватная система выплат, пока же «расходы, сопутствующие адвокатской деятельности, государство фактически не возмещает».
Адвокаты в своих предложениях в очередной раз напомнили властям, что вообще-то до вынесения приговора человек де-юре считается невиновным. Однако на практике он, по сути дела, наказывается с момента задержания. Поэтому необходим специальный кодекс, регулирующий отношения между государством и лицами, которые подверглись задержаниям или уголовному преследованию. В его основе должна лежать презумпция невиновности, защита чести и достоинства, а также гарантия достойных условий содержания в СИЗО. Также «нужен специальный орган по обеспечению исполнения мер пресечения в рамках уголовного судопроизводства в РФ, не входящий в систему ФСИН, нацеленный именно на работу с лицами, не признанными виновными по приговору суда».
Адвокат компании BMS Law Firm Татьяна Пашкевич напомнила, что в целом власти неохотно реагируют на такие инициативы. Например, реформирование пенитенциарной системы – это процесс, требующий огромных ресурсов. «Какие-то изменения, как, скажем, электронные очереди, действительно есть, но это капля в море, попасть к подзащитным по-прежнему сложно, в регионах эта проблема особенно актуальна. В итоге формальные изменения ситуацию не меняют: ФСИН остается полностью закрытой системой с массой нарушений», – заявила она.
Советник Федеральной палаты адвокатов Евгений Рубинштейн напомнил, что в последнее время адвокатура стала играть заметную роль в формировании правового регулирования по вопросам, непосредственно затрагивающим самих адвокатов и их доверителей. «Представители адвокатского сообщества имеют возможность довести свою позицию не только до государства, но и до общества в целом. Также в силу специфики своей профессии адвокаты наиболее часто обращаются с жалобами и запросами в госорганы, заставляя их отвечать и разрешать неудобные вопросы», – подчеркнул он. Поэтому-то Минюст, считает Рубинштейн, все чаще вынужден учитывать мнение сообщества: «Следует отдать должное Минюсту, который в последнее время занимает конструктивную рабочую позицию по многим вопросам. В связи с этим есть основания полагать, что и по этой важной и сложной проблематике он прислушается».
комментарии(0)