Решение конференции «Открытой России» о ликвидации движения его активистам пока не помогло. Фото со страницы «Команда «Открытой России» в «ВКонтакте»
На бывшего координатора «Открытой России» (ОР) в Тюмени Антона Михальчука возбуждено дело по статье 284.1 Уголовного кодекса о «сотрудничестве с нежелательной организацией». Ему вменяют в вину написание поста в соцсетях с упоминанием движения Михаила Ходорковского, организацию пикета и участие в образовательной лекции. Интересно, что Михальчук в последнее время был главой реготделения не зарегистрированной Минюстом Партии перемен Дмитрия Гудкова – как и ростовский координатор ОР Анастасия Шевченко.
Пресс-секретарь ОР Наталья Грязневич пояснила, что дело было возбуждено еще в начале марта, однако адвокат Михальчука получила постановление об этом лишь на днях. «Признаки преступления» в нем отмечены такие: 17 февраля 2018 года – «выполнял роль координатора на семинаре», 25 октября того же года – «провел прямую линию видео-конференц-связи».
Лидер ОР Анастасия Буракова сообщила, что Михальчуку будет оказана полная юридическая помощь. «Уголовное дело строится на участии в уже ликвидированном движении, что делает его еще более абсурдным. В настоящий момент в дело вступил адвокат Правозащиты ОР, который знакомится с материалами», – заметила она.
Буракова напомнила, что Михальчук был дважды привлечен к административной ответственности по статье 20.33 КоАП (деятельность нежелательной организации). Сейчас экс-координатор объявлен в федеральный розыск, данные об этом размещены на официальном сайте МВД РФ. Сам Михальчук уже уточнил, что дело завели из-за организации видеоконференции Ходорковского осенью 2018 года. По словам Михальчука, с начала 2019 года он не в России и возвращаться пока не собирается.
Отметим, что это уже четвертое уголовное дело по статье 284.1 УК. Ранее аналогичные были открыты в отношении бывшего ростовского координатора ОР Анастасии Шевченко, экс-координатора свердловского ОР журналиста «МБХ-медиа» Максима Верникова и краснодарского координатора ОР Яны Антоновой.
Буракова сказала «НГ», что Правозащита ОР ведет учет преследуемых активистов и открытых дел – как уголовных, так и административных. Для заведения же уголовки нужно две вступивших в силу административки. В регионах десятки активистов получили кто по одному, а кто уже и по нескольку протоколов, у некоторых их по пять-шесть. Однако лидер ОР считает, что для уголовного дела должна быть политическая команда сверху. «Есть такие регионы, где ни разу ни на кого никогда не заводили никаких дел. Поэтому я не думаю, что это какое-то центральное решение, силовики снизу лишь согласовывают свои действия с Главным следственным управлением», – заявила она. ОР занимается защитой своих активистов на всех фронтах, по каждому делу идет обжалование в судах, вплоть до Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Там уже около десятка жалоб, в том числе и по «делу Шевченко», коммуницировано, а еще десятки – на очереди. И главное, что ОР для защиты людей уже предприняла глобальное действие: прежнее движение, по которому и идут дела, ликвидировано – и, дескать, своей деятельности не продолжает. Конечно, идет и общественная кампания по защите преследуемых активистов как в России, так и на международном уровне.
Любопытно, что некоторые из преследуемых активистов параллельно состоят в оппозиционных партиях. Например, из незарегистрированной Партии перемен, пока еще называющейся «Гражданская инициатива», и Шевченко, и Михальчук. Верников же и вовсе состоит в федеральном политсовете ПАРНАСа.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что, очевидно, ОР и ее активисты воспринимаются властями как люди, которые занимаются антигосударственной деятельностью, «поскольку сам Ходорковский воспринимается как враг нынешней системы власти по определению». А состоящих в партии Гудкова активистов ОР воспринимают как агентов влияния Ходорковского, и, конечно, тем самым они создают проблемы для любой партии. «И, наверное, есть определенная связь с тем, что Партию перемен не регистрируют, видимо, и сам Гудков на подозрении в финансировании от Ходорковского», – сказал эксперт. При этом Калачев отметил, что желание ОР не идти на обострение с властью вполне понятно: «У организации нет другого варианта, кроме как продвигать именно такую позицию, чтобы, с одной стороны, снять страх своих активистов, а с другой – предотвратить прямое столкновение с режимом».
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов подчеркнул, что «вряд ли власть наказывает Партию перемен за активистов, состоящих в ОР». Эксперт подчеркнул, что в ОР правы, когда говорят, что уголовные дела – это скорее всего эксцессы исполнителей и последствия желания силовиков как-то поучаствовать в политических процессах. «Вряд ли силовики даже куда-то предварительно звонят, они просто действуют по своей инициативе, зная, что за проявленную жесткость их не накажут», – пояснил Куртов.
комментарии(0)