Фото yurga72.ru
Минэкономразвития РФ предлагает поменять ряд норм закона об НКО-иноагентах. В ведомстве подготовлены уточнения, с одной стороны, понятия «политическая деятельность», а с другой – термина «иностранные источники финансирования». НКО, даже получающим зарубежные гранты, разрешат проводить исследования, участвовать в обсуждениях законопроектов, входить в общественные советы ведомств. Правда, исключительно по решениям и приглашениям со стороны госструктур.
Политическими по-прежнему будут считаться любые действия, оказывающие «влияние на деятельность госорганов и органов местного самоуправления», а также связанные с распространением мнений о принимаемых государством решений. Однако в проекте Минэкономразвития финансируемым из-за границы НКО разрешается проводить собственные научные или аналитические исследования. Правда, либо за государственные деньги, либо в соответствии с признанными Россией международными обязательствами.
Также «полуагентам» разрешат участвовать в публичном обсуждении нормативных актов и законопроектов. А их представителям – входить в составы общественных палат, координационных и консультативных советов различных ведомств. Но есть и оговорка, что подобное участие допускается лишь по приглашению от государственных органов и никак иначе, «в рамках установленной процедуры – через специальные государственные сайты».
Напомним, что для попадания НКО в реестр иноагентов необходимы одновременно два условия: иностранное финансирование и политическая деятельность, определение которой в законе составлено максимально широко. И вот теперь Минэкономразвития, получается, последнее несколько сужает.
При этом в проекте ведомства ужесточаются критерии этого иностранного финансирования. Таковым будет признано получение денежных средств из зарубежных источников через российские юрлица – опять же за исключением госорганов, предприятий, учреждений и акционерных обществ с госучастием. Правда, с другой стороны, НКО освобождаются от обязанности искать «иностранные следы» у отечественных «доноров». Выделяющие им деньги компании обязаны будут письменно информировать НКО о фактах получения денег из-за рубежа «в целях последующей передачи российским НКО».
Сопредседатель Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев напомнил, что нынешнее законодательство об иноагентах позволяет подвести под это определение любую неугодную организацию, особенно с активной гражданской или правозащитной позицией. Эксперт обратил внимание, что законопроект Минэкономразвития выглядит лоскутным – и, по сути дела, никак не облегчает жизнь НКО.
По его мнению, власти так и не услышали основной призыв гражданского общества – «исключить правозащитную деятельность, любые действия организаций, направленные на защиту прав человека, из этого жуткого закона». Нынешние новации, подчеркнул Борщев, не устраняют репрессивный характер закона, скорее всего послабления готовились под конкретные структуры, а значит, и применяться они будут точечно.
По словам члена президентского Совета по правам человека Ильи Шаблинского, выделение части НКО в категорию иностранных агентов – сугубо политическая и вредная для гражданского общества мера. Так что единственное правильное решение – это вообще отказаться от реестра, поскольку «общество нуждается в том, чтобы получать поддержку из-за рубежа, точно так же, как и экономика нуждается в иностранных инвестициях».
Что же касается предложений Минэкономразвития, то Шаблинский убежден, что они ничего не изменят. Он отметил, что это лишь желание подвести правовую основу под сложившуюся практику на местах: «Несмотря на запрет чиновникам общаться с иноагентами, есть примеры их прямого взаимодействия. Допустим, «Голос» сотрудничает с Центризбиркомом. Местные органы в вопросах открытия мемориальных памятников и музеев репрессий не могут отказаться от сотрудничества с «Мемориалом». Еще один пример – уже несколько организаций борьбы со СПИДом занесены в реестр, но в регионах они продолжают взаимодействовать с медицинскими ведомствами».
комментарии(0)