Фото pixabay.com
Правительство продумывает меры по экономии бюджета на так называемых государственных адвокатов, то есть назначенных гражданину следствием или судом. В Госдуму уже внесен законопроект, который увязывает условно-досрочное освобождение (УДО) или условный срок с возмещением расходов на бесплатного защитника. Такая практика уже существует, но теперь последовательность «сначала деньги, потом свобода» становится более жесткой и обязательной.
Условно осужденные смогут добиться снятия судимости, а сидящие в колониях – досрочно выйти на свободу лишь при условии, что они рассчитались с казной за услуги госзащиты.
В правительстве указывают, что этот шаг «позволит максимально возмещать расходы из бюджета».
При этом в пояснительной записке сказано, что «предлагаемые изменения не создадут дискриминационное различие между осужденными по имущественному признаку», поскольку судья может освободить человека от компенсации «в случае его имущественной несостоятельности».
В этом же документе отмечается, что действующее законодательство уже содержит соответствующие нормы, так что речь идет всего лишь об их превращении из возможных в обязательные. Минюст, который подготовил законопроект, даже снабдил его статистикой от судебных приставов, которая, по мнению ведомства, должна была подтвердить тривиальность практики по увязыванию свободы с деньгами. Однако получилось, похоже, наоборот: официальные цифры свидетельствуют, что большинству осужденных такой оброк не по силам. Например, в 2016 году долгов по возмещению издержек, в том числе на бесплатную защиту, у граждан накопилось на 1,5 млрд руб., а в 2017-м – на 1,4 млрд руб. В итоге сейчас взыскано лишь 160,5 млн руб.
Как отметил адвокат Владимир Постанюк, в законе указано, что судья может освободить от выплат, но это не значит, что должен. Тем более что не говорится, по каким именно критериям будет оцениваться состоятельность осужденных.
Как считают многие эксперты, опрошенные «НГ», институт бесплатных защитников действительно полностью себя дискредитировал, зачастую они работают исключительно на интересы следствия. При этом к услугам госадвокатов и прибегают в основном те граждане, которые изначально неплатежеспособны. Однако их, по примерным оценкам, более 95% от общего числа обвиняемых в сельской местности и около 80–85% – в крупных и средних городах.
Представитель юридической компании «Нортия ГКС» Наталья Ушакова подчеркнула, что проект позволяет компенсировать те расходы, которые несет государство в рамках ст. 51 УПК, за счет «карманов» населения. Эксперт считает, что данная инициатива абсолютно неконституционна, поскольку в Основном законе прямо указано, что каждый человек имеет право на защиту вне зависимости от материального положения. Но эксперт понимает, что двоякие трактовки, предлагаемые законопроектом, позволяют обойти конституционные нормы.
По словам зампредседателя коллегии адвокатов «ДЕ-ЮРЕ» Антона Пуляева, следуя логике данного проекта, «дальше осужденных можно обязать компенсировать расходы бюджета и на зарплату следователю, прокурору, судье, ведущих их дела». Эксперт уточнил, что, если учесть ежедневные ставки адвокатов по назначению, которые с этого года составляют от 900 до 1,5 тыс. руб., «то речь может идти о значительных суммах, особенно по сложным уголовным делам». Так, если в обычных делах это может быть около 10 тыс. руб., то в сложных суммы могут доходить до 50 тыс. руб. и больше.
«Подобная мера нарушает права и законные интересы лиц, находящихся под стражей, поскольку ставит в зависимость от материального достатка осужденных их условно-досрочное освобождение», – пояснил «НГ» юрист Андрей Лисов. Он тоже считает, что в данном случае нарушается конституционный принцип равенства, поскольку более состоятельные заключенные, способные оплатить услуги адвоката, выйдут на свободу досрочно, а менее состоятельные останутся досиживать назначенные сроки. Эксперт предупредил, что если осужденные из малообеспеченных слоев населения – а их за решеткой большинство – лишатся такого стимула, как возможность выйти на свободу по УДО, то исчезнет и необходимость соблюдать требования администрации колоний, исправно работать, учиться. Как результат – возрастет количество отрицательно настроенных осужденных, участятся случаи неповиновения, насилия в отношении других заключенных и сотрудников администрации.
Профессор департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Максим Березин заявил «НГ», что инициатива является «наглядным примером продолжающегося обесценения прав и свобод человека в России, когда активность в защите своих прав непременно должна быть наказуема – и в данном случае путем переложения с федерального бюджета на осужденного, на котором уже имеется судимость, расходов на оплату работы адвоката, результативно защищавшего его интересы». При этом то, что лицо не попало в колонию или смогло оттуда досрочно выйти, никак не приводит к тому, что у лица от этого возрос имущественный статус, поэтому, по словам эксперта, «переложение на него расходов на оплату услуг адвоката экономическими причинами объяснено быть не может».
Иное мнение высказал «НГ» президент Адвокатской палаты Воронежской области Олег Баулин. Он напомнил, что на самом деле законопроект правительства не вводит обязанность компенсации процессуальных издержек, так как эта обязанность уже заложена в законах. Там сказано, что суды могут взыскивать затраты в том числе и на работу адвокатов по назначению. При этом судьи могут учитывать ситуацию, освобождая человека от выплат. Допустим, если ранее он отказался от защитника по назначению, но этот отказ не был принят судом. Или если у осужденного материальные трудности, допустим, на иждивении члены семьи. «Суть проекта – увязать две немного разные возможности: саму по себе обязанность по взысканию судебных расходов и невозможность применения того же УДО к осужденным, которые не компенсируют судебные расходы. Или отмены для них досрочного освобождения, если судебные расходы так и не компенсированы», – подчеркнул эксперт.
комментарии(0)