Фото с официального сайта Московской Хельсинкской группы
Московская Хельсинкская группа (МХГ) подготовила доклад о нарушении прав граждан страны в 2018 году. По утверждению правозащитников, власти продолжают наступление на свободу слова, совести и собраний, придумывая новые механизмы давления на оппозицию. Поставлена под сомнение также допустимость расширенной трактовки законов, с помощью которой человека можно наказать буквально за любое проявление протестной активности.
Ситуация с правами человека доведена до крайней степени жесткости, отмечается в докладе МХГ. Например, распространение любой информации должно быть предметом саморегулирования, а не тотального контроля властей, о чем говорится и в Европейской конвенции прав и свобод человека. Там указано, что люди должны иметь возможность «распространять и получать информацию независимо от государственных границ». Понятно, что в МХГ имеют в виду только что принятый закон о регулировании Рунета.
Также правозащитники ожидаемо раскритиковали антиэкстремистское законодательство, подчеркнув, что в соответствующих уголовных делах часто встречаются нарушения фундаментальных прав граждан. Доказательная база их вины у следствия слабая, приговоры выносятся на основе формальных экспертных заключений, которым судьи отказываются давать правовую оценку. Список экстремистских материалов придуман «исключительно для точечных расправ с неугодными», заявили в МХГ.
Говорится в докладе и о продолжающемся наступлении на свободу собраний. Количество арестов активистов остается высоким, как и число административных дел по статье о нарушениях на митингах. В последнее время, отмечается в документе, полиция стала активнее использовать практику превентивных задержаний накануне крупных протестов. Используются обвинения в «повторном» нарушении на давно прошедших акциях либо, напротив, подозрения в организации публичных мероприятий без согласования, хотя имеется в виду исключительно распространение информационных сообщений. Тем самым, считают в МХГ, «речь идет о различных попытках разрушать инфраструктуру для распространения такой информации».
В докладе особо упомянуты действия административных и судебных органов, которые занимаются вольным толкованием имеющихся в законе ограничений. Например, де-юре правоохранители действительно могут предупредить организаторов акции о противоправном содержании наглядной агитации. Но на практике это оборачивается строгой ревизией плакатов, лозунгов, «кричалок» и даже выступлений с точки зрения соответствия заранее обозначенной тематике митинга. В качестве примера приведено решение суда, который оштрафовал на 10 тыс. руб. участницу манифестации за свободу Интернета, которая накинула на плечи флаг ЛГБТ-сообщества.
Законодательство в сфере свободы совести в МХГ обозначили как неадекватное и противоречащее и Конституции РФ, и международно-правовым стандартам. «В последние годы репрессивный потенциал норм был существенно усилен многочисленными поправками, среди которых следует выделить те, которые основаны на юридически не определенных понятиях «экстремизм», «традиционные религии», «миссионерская деятельность», – говорится в документе. Усилились и судебные преследования за «оскорбление чувств верующих» и «осквернение предметов религиозного почитания», поясняется в докладе.
Там отмечено, что определение принципа светскости российского государства отсутствует в законодательстве, что «значительно снижает эффективность конституционно-правовых норм». Подвергнуто критике Минобразования, которое «под давлением клерикального лобби» и вовсе игнорирует этот принцип, внедряя в школах конфессионально ориентированные дисциплины. Родители уже оспаривают это в судах, называя такие уроки «навязыванием религиозной идеологии» и «манипуляцией детским сознанием». Недопустимыми правозащитники считают и ситуации, когда в силовых ведомствах появляются определенные культовые сооружения и совершаются определенные религиозные церемонии. Понятно, что прежде всего в МХГ имеют в виду деятельность Русской православной церкви.
В 2018 году продолжилось давление и на некоммерческие организации (НКО), но уже в новых формах. К примеру, усложнились правила их отчетности и требования по проверке всех жертвователей, хотя на практике это просто нереально. Отмечен рост числа уголовных и административных дел, заведенных в отношении руководителей НКО, хотя угрозы и нападения на них самих, по сути, не расследуются. «Если в применении закона о так называемых иностранных агентах наблюдается затишье, то закон о «нежелательных организациях», наоборот, активизирован», – подчеркивается в докладе МХГ. Главным объектом нападок является движение «Открытая Россия».
комментарии(0)