Фото Nataliy Zemboska/Anadolu Agency/Getty Images
Совет Европы (СЕ) провел анализ политики интеграции мигрантов и беженцев в странах-участницах. В России замечено отсутствие эффективных госпрограмм на этот счет, что приводит как к нарушению прав мигрантов, так и к росту ксенофобии среди населения. В СЕ прежде всего обратили внимание на завышенные требования к владению русским языком, а также трудности для приезжих с разрешениями на проживание и воссоединение семей.
В апреле правительство РФ опубликовало скорректированную программу «Реализации государственной национальной политики до 2025 года». В документе есть некоторые изменения по целевым показателям и ожидаемым результатам. Среди ее основных целей указаны «укрепление национального согласия, обеспечение равенства вне зависимости от национальности и происхождения», а также успешная адаптация и интеграция иностранцев в российское общество. На реализацию всех этих задач планируется выделить около 2,4 млрд руб.
В специальном отчете СЕ о проблемах, связанных с интеграцией приезжих в странах-участницах, отмечается, что с точки зрения культуры, традиций и языка те заметно отличаются от коренного населения, из-за чего и возникают в том числе межнациональные конфликты и маргинализация мигрантов. Что же касается РФ, то там, говорится в документе, никто особо и не пытается ассимилировать или интегрировать иностранцев. Дескать, им просто дали место, где можно проживать.
Коллектив авторов отчета возглавляет представитель генерального секретаря СЕ по вопросам миграции Томаш Бочер. Он отметил отсутствие общепринятого понимания понятия «интеграция» и предложил считать ею «защиту человеческого достоинства индивидуумов, недискриминацию и участие в жизни принимающих обществ». Меры для этого, по его мнению, в России принимаются недостаточные и не учитываются конкретные потребности «некоторых заявителей и уязвимых групп», а это повышает риск их дискриминации.
Бочер подчеркнул, что политика в этой сфере не должна сводиться к жесткому миграционному контролю, как сейчас, а ее реализация – превращаться в некую обязаловку – «добровольные меры должны превалировать над принудительными, чтобы избежать нарушения прав человека». Правила интеграции, по его мнению, должны предусматривать индивидуальную оценку приезжего с учетом конкретных обстоятельств: возраста, уровня образования, экономического положения, состояния здоровья.
Как отмечено в отчете, на фоне массового потока беженцев в Европу некоторые страны, в частности и Россия, устанавливают новые дополнительные препятствия для интеграции иммигрантов. Это «чрезмерно высокие пороговые уровни доходов, длительные периоды ожидания, ограничительные жилищные требования и сокращение финансовых пособий». А это препятствует еще одной важной задаче интеграции, а именно единству семьи.
Россия здесь представляет собой пример государства, «ограничивающего воссоединение на основе уровня квалификации». В СЕ же считают, что «процедуры воссоединения семей для всех беженцев должны быть гибкими, оперативными и эффективными». Например, срок ожидания – не больше года, а также отсутствие обременительных условий. Среди последних и указано «прохождение чрезмерно сложных интеграционных тестов».
Отмечается, что для соответствия европейской Конвенции о защите прав человека эти тесты должны быть достижимыми. То есть их задания должны учитывать конкретные потребности и возможности экзаменуемых, например разный уровень грамотности или уязвимое положение, скажем, пожилых людей. Напомним, многие российские эксперты неоднократно подчеркивали, что на аналогичных тестам для мигрантов экзаменах вообще-то проваливаются и коренные граждане страны.
Также в СЕ считают, что государствам следует создавать бесплатные подготовительные курсы и не брать с мигрантов деньги за сдачу экзаменов либо предусматривать субсидию. В России же стоимость одного экзамена достигает 5 тыс. руб. При этом властям рекомендовано предусмотреть меры для того, чтобы показатели неуспеха в тестах не имели какого-либо дискриминационного воздействия. Не приводили к отказу в праве на воссоединение семьи, праве на постоянное проживание или гражданство.
Однако в перечне реальных препятствий, которые не позволяют иммигрантам участвовать в рынке труда, СЕ как раз и отметил недостаточное знание языка принимающего общества. Кроме того, выявлены отсутствие процедур признания квалификации и навыков, дискриминация со стороны работодателей. По России сказано, что неграждане тут сталкиваются с системными проблемами в процедуре регистрации документов на жительство. РФ в очередной раз рекомендовано эту процедуру облегчить и не отказывать необоснованно.
Кроме того, считают в СЕ, мигрантам необходимо предоставить адекватное право на пользование медуслугами. «Программы должны быть нацелены на повышение уровня их знаний о здоровье и болезнях, методах работы системы здравоохранения и праве на медицинское обслуживание», – сказано в документе.
комментарии(0)