Фото pixabay.com
Совет Европы (СЕ) выпустил пособие для полиции по борьбе с дискриминацией разного рода меньшинств и взаимодействию с ними. Предлагается отказаться от прямого силового воздействия на такого рода общины, перейдя к стратегии «наблюдения и предупреждения». Всем мультикультурным странам, как, например, и России, рекомендовано использовать уже имеющийся опыт по созданию специальных полицейских подразделений.
Как отметили в СЕ, в мультикультурных странах полиции часто приходится разрешать конфликты, связанные с подозрительным отношением одних граждан к «другим», то есть различным меньшинствам. «Разжигание ненависти по отношению к мигрантам и относящимся к меньшинствам лицам связано с распространением политической риторики, опирающейся на идею защиты незыблемой национальной идентичности, определяемой этнической принадлежностью и традициями», – указывается в руководстве по работе полиции.
Каждое вмешательство силовиков в дела тех или иных общин должно учитывать их происхождение и самобытность существования. Поэтому стоит отказаться от типичной модели правоохранительных органов, предусматривающей рейды и репрессии в отношении меньшинств. Следует перейти к общественной службе, отмечается в документе, а иначе полиция или потеряет доверие этих граждан, или вообще спровоцирует их радикализацию.
В ряде европейских стран, говорится в пособии, уже активно развивается «проблемно ориентированная» полиция, и даже вообще «общинная». Она не работает на эти общины или против них, а действует с ними в сотрудничестве для решения местных проблем. Таким образом, полицейские становятся посредниками между различными группами общества. Что же касается конкретно России, то в документе подчеркивается, что для нее переход к такой службе потребует культурных изменений в кадровом составе полиции и твердой приверженности той концепции, которая рассматривает ведомства «как службу, а не силу».
Задачей «общинной полиции» в понимании СЕ является прежде всего профилактика возможных конфликтов. Для этого особое внимание надо уделять патрулированию тех мест, где живут или действуют общины меньшинств, сбору информации и даже слухов из самих общин и вокруг них, чтобы вовремя предотвращать напряженность и конфликты. Так что такие полицейские должны обладать знаниями о социальных обстоятельствах людей, местах отправления культа, датах религиозных праздников, собирающих наибольшее число верующих. Рекомендовано также отслеживать жизнь меньшинств в соцсетях.
Кроме того, полицейским необходимо как минимум поддерживать, а лучше посещать общественные мероприятия меньшинств. В качестве примера в пособии указано, что в ряде стран Европы сотрудники органов, например, публично поддержали ЛГБТ-сообщество, приняв участие в их парадах, то есть продемонстрировали поддержку той части общества, которая часто страдает от дискриминации.
В России, понятное дело, до поддержки полицией акций секс-меньшинств еще далеко. Здесь больше проблем есть у мигрантов, которые жалуются на поголовные проверки документов, и у нетрадиционных религиозных общин, у которых часто проходят обыски на предмет экстремистских материалов. А вот, скажем, в Испании полицейский должен заполнять специальную форму каждый раз, когда он останавливает и тем более обыскивает человека. После чего проверявшемуся лицу надо предоставить копию этой бумаги, информацию о его правах и органах, куда гражданин может пожаловаться на подозрение в их нарушении. В результате за короткий период число полицейских проверок снизилось на 70%, а их эффективность возросла на 10%.
Как указано в документе СЕ, полицейским во многих странах явно не хватает знаний как национального, так и международного законодательства, направленных на борьбу с дискриминацией. СЕ настаивает на запрете практики расового профилирования граждан по такому типичному поводу, как «обоснованное подозрение». Случаи такого подхода к работе властям предлагается постоянно мониторить, предусмотрев ответственность для полицейских за превышение полномочий и необоснованность действий.
В докладе отмечается также, что полиции стоит обращать больше внимания на жертв дискриминации. В докладе имеется ссылка на криминологические исследования, которые показали, что «если опыт общения с полицией воспринимается пострадавшими как негативный, то это наносит ущерб доверию и легитимности данного института, негативно отражаясь на готовности людей сотрудничать с властями». Это, в свою очередь, подрывает как эффективность работы самой полиции, так и безопасность граждан».
комментарии(0)