Для того чтобы в России законы исполнялись единообразно, в них не должно быть ляпов и расхождений, которые сбивают с толку правоприменителей. Поэтому Минюсту предложено составить концепцию государственной нормотворческой политики. Ключевая ее часть – это принятие «закона о законах», который упорядочит систему подготовки правовых актов. О важности такого документа юристы говорят давно, а само ведомство даже выносило его проект на общественное обсуждение еще в 2014 году.
Россия нуждается в обоснованной правотворческой политике, важным шагов к которой станет принятие «закона о законах», заявили участники конференции «Ковалевские чтения» в екатеринбургском Ельцин-центре. Нынешняя же правовая система грешит большим количеством нормативных актов, значительная часть которых противоречат друг другу, а стало быть, нивелируют возможность их единообразной реализации правоприменителями. Появление данного документа будет способствовать «обеспечению единства, согласованности и стабильности норм законодательства».
В Минюсте, похоже, были согласны и с прозвучавшей критикой состояния законотворческого процесса, и с идеей, что законы и нормативные правовые акты должны разрабатываться по единым правилам. Напомним, что в декабре 2014 года ведомство уже вынесло на общественное обсуждение проект закона «О нормативных правовых актах в РФ». Однако с тех пор он лежит без движения.
Свою инициативу Минюст тогда объяснял постоянным увеличением общего массива источников права, «в результате чего обостряется проблема качества нормативных правовых актов и юридической культуры их подготовки и принятия, соотношения актов между собой и их эффективного применения».
Эксперты не исключили, что теперь этому или какому-то новому документу дадут ход. Напомним, что в нем особое внимание было уделено процедуре написания проектов, которая должна происходить «на основе сбора информации, проведения расчетов, социологических исследований, оценки вариантов решения и выбора наилучшего из них». Также оговаривалось, что в тексте актов запрещены «ссылки на положения других актов, которые также являются отсылочными».
По словам юриста Сергея Савченко, процедура внесения законодательных инициатив на сегодняшний день чересчур проста. При этом правом законодательной инициативы обладают около 700 субъектов. В результате, подчеркнул эксперт, кодексы и базовые законы меняются лавинообразно: «Конечно, логичнее было бы принять «закон о законах», который регламентировал бы правила написания, внесения поправок, чем постоянно пытаться синхронизировать регламенты работы Госдумы, правительства, президента и других субъектов законодательной инициативы».
Как отметил управляющий партнер АБ «Пучков и Партнеры» Денис Пучков, с начала 90-х в стране было принято несколько миллионов правовых актов, многие из которых, особенно в последние годы, появляются в ответ на злобу дня. Поэтому часть обновленных норм вступает в «противоречие как с прочими актами, так и со здравым смыслом». Эксперт подчеркнул, что эта проблематика сегодня всплывает в разных отраслях права – в том числе и в уголовном, которое наиболее активно меняется и дополняется в последние годы. Наличие государственной правовой политики, с его слов, позволит упорядочить эту работу.
Сенатор Андрей Клишас, выступивший на слушаниях в Ельцин-центре, был согласен с тем, что правоприменительная практика заходит в тупик чаще всего из-за ошибок законодателей, в результате чего попираются конституционные права граждан. «Как представитель Совета Федерации в Конституционном суде я постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда прекрасно понимаю, что та или иная норма конституционна, но права заявителя – человека, который обратился в КС, – действительно нарушены в результате ошибок, в результате неверного толкования судами тех или иных положений», – заявил сенатор.
Эксперты же напомнили, что на сегодняшний день более четверти обращений граждан во властные и правозащитные структуры сводятся именно к просьбам разобраться с правоприменительными, судебными и правотворческими ошибками. Некоторые правоведы также отмечают, что эмоциональный подход или подход одного специалиста целиком заменяет юридическую науку. Так, доктор юридических наук Зинаида Незнамова посетовала на уголовно-правовой фетишизм, который основывается на том мнении властей, что многие проблемы якобы можно решить установлением уголовной ответственности. Как пример она напомнила о введении уголовных санкций за увольнение работников предпенсионного возраста.
Завкафедрой уголовного права МГЮА Алексей Рарог вообще отнес законодательные ошибки к наиболее опасным, потому что «закон должен стоять выше правоприменения». В частности, напомнил он, когда законодатель еще в 2001 году снял нижний порог наказания по целому ряду статей особенной части Уголовного кодекса, грань между судебным усмотрением и судебным произволом при вынесении приговоров по этим статьям оказалась стертой.
комментарии(0)