Экологические активисты из Архангельска оказались в роли всероссийских координаторов. Фото с сайта www.semnasem.ru
Акция «Россия не помойка» 3 февраля охватит около 30 субъектов РФ. За ее организацией не стоит ни одна партия или оппозиционный лидер, а идея принадлежит экологам из Архангельска. Но в большинстве регионов поддержку окажут и политструктуры: в 16 это «Яблоко», еще в нескольких – КПРФ и штабы Навального. Эксперты считают, что сетевое объединение – эффективный способ добиться реакции власти.
Активисты из Архангельска образовали движение «Поморье не помойка» и инициировали местные митинги, идея которых распространилась по стране. Заявлено, что они направлены против повышения мусорных тарифов и за эффективную политику в сфере обращения с отходами.
Кроме того, в каждом субъекте РФ, который участвует в общей акции, к ее повестке будут добавлены и актуальные экологические проблемы. За организацией протестов стоят различные политические силы. Например, яблочники планируют выйти на митинги в 32 регионах страны, в половине из них партия стала их инициатором.
Инициатива же о проведении общефедеральной акции действительно пошла с Севера России. Напомним, что в конце прошлого года в том числе и там прошли антимусорные митинги. Например, в целом около 30 тыс. человек вышли на улицу, потребовав остановить строительство полигона в Шиесе и отправить губернатора в отставку. А повторная акция 3 февраля связана с тем, что власти отказались выслушать требования людей, «посчитав их мнение незначительным», говорится в обращении организаторов протестной кампании «Россия не помойка».
Как пояснил «НГ» зампред «Яблока» Николай Рыбаков, партия участвует в региональных штабах, координирует свои действия с общероссийским штабом, который возглавляют архангельские активисты. «Но главные организаторы не мы, а сами граждане», – подчеркнул яблочник. По его словам, сейчас происходит кристаллизация протеста. Так что такую реакцию может вызвать любая болезненная и важная для общества тема.
Координатор штаба протестных действий КПРФ Владимир Кашин заявил «НГ»: «Мы провели уже массу акций по мусорной теме, боремся за изменение мусорного законодательства. Это наша борьба, и поэтому системно поддерживать неизвестных нам организаторов не собираемся, но решения об участии в пикетах и митингах отдано на откуп регионам».
Один из координаторов протеста 3 февраля, архангельский активист Дмитрий Секушин рассказал «НГ», что эта инициатива целиком и полностью идет от граждан. «За нами и над нами не стоит никакая партия, мы сознательно отказались от политизации, поскольку такой протест собрал бы 10–20, пускай 30% граждан, а нам нужен отклик всего общества. Но мы готовы сотрудничать с любыми политическими силами», – пояснил он. По словам координатора, подключение к протестным акциям происходит из регионов горизонтально, никакого главного штаба просто нет. Сам Секушин – в прошлом сотрудник штаба Навального, а второй координатор акции – Александр Песков – экс-глава штаба, который закрылся еще весной, и состоит сейчас в «Открытой России». «У нас нет флага, и люди присоединяются к общему протесту. Ведь когда происходит беда, не важно, кто сосед по окопу – красный или белый», – подчеркнул Секушин.
Политолог Андрей Колядин напомнил, что, по сути дела, такие протесты регулярны в обществе. Он напомнил о выступлениях фермеров и дальнобойщиков, которые начинались в одном регионе, а потом охватывали уже и многие другие. «Подобные протесты возникают тогда, когда есть сложные и болезненные темы, а уже при нарастании протесты неизменно политизируются, поскольку в игру вступают разные силы, которые подхватывают эту повестку», – пояснил эксперт. По его мнению, оппозиция разумно поступает, пытаясь сделать такие протесты политическими. «Пока во внутренней политике власть не хочет ничего менять, но нынешняя политическая система начнет рано или поздно наносить ущерб власти. И если власть не будет откликаться на требования людей, то протест рано или поздно выйдет на новый уровень и может оказаться уже неподконтрольным», – отметил Колядин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев согласился с тем, что когда протестные группы самоорганизуются и создают сеть, то это, безусловно, переход протеста на новый уровень, может быть, и рождение новой политической реальности. «Когда протест выходит из рук политических сил, он становится общенародным, таким образом граждане посылают «письмо» власти», – сказал эксперт. После того как протест становится массовым, власть вынуждена идти на уступки. А поскольку за ним не стоит ни одна политическая сила, то власть не может обвинить протестантов в том, что они «пятая колонна», а следовательно, нет причин идти им навстречу. По мнению эксперта, если власть пойдет навстречу обществу, то покажет свою способность к модернизации и решению общественных проблем. Если же она не откликнется, то в обществе неизбежен дальнейший рост радикализации.
комментарии(0)