Пророссийски настроенную украинскую журналистку Елену Бойко депортировали прямо в СИЗО. Фото со страницы Елены Бойко в «ВКонтакте»
В Госдуме настаивают на ускорении законопроекта об иммиграционной амнистии для беженцев из Украины. По информации «НГ», вопрос о целесообразности его принятия правительственная комиссия будет рассматривать в конце января. Последним громким скандалом стало выдворение из РФ в Украину журналистки Елены Бойко, несмотря на то что против нее там было уголовное дело за госизмену. По данным депутатов, депортация из России украинцев вне зависимости от их политических взглядов происходит достаточно часто.
Действительно участившиеся случаи высылки украинских беженцев в основном связаны с нарушением ими режима пребывания в РФ. Правда, среди них стало встречаться все больше общественных деятелей, журналистов, ополченцев Донбасса, то есть противников киевских властей, которым возвращение на родину грозит как минимум неприятностями со стороны националистов, а то и тюремным заключением.
При этом, как уверяют в Госдуме, нарушения миграционного законодательства чаще всего связано с непопаданием ими в жесткие рамки бюрократических процедур, а не с умышленным нежеланием их соблюдать. В качестве примера как раз и приводится недавнее выдворение из страны журналистки Бойко, которая неоднократно обращалась за получением временного убежища или статусом беженца, но все время получала отказ. Из-за этого она, собственно, и стала невольным нарушителем миграционного законодательства, однако российский суд эти доводы не признал.
«Россия выслала в Украину человека, который публично отстаивал интересы русских и русскоязычных, правоту народных республик Донбасса. Этот позорный случай бросает тень на нашу политику в отношении соотечественников, наносит ущерб имиджу страны», – заявил зампред комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин («Единая Россия»). Он сообщил «НГ», что такие истории происходят повсеместно и нередко заканчиваются плохо. «В конце прошлого года женщину, которая была депортирована из России и тут же задержана украинскими властями, потом нашли повешенной в днепропетровском СИЗО», – напомнил Затулин. По его словам, в ГД сейчас работают с письмами многих украинцев, которые просят не допустить их выдворения.
При этом, согласно требованиям Международной конвенции по правам человека, которую Россия ратифицировала как член ООН, нельзя депортировать или экстрадировать человека в страну, где его ждут расправа и пытки. То есть правоохранительные органы вполне могли бы не ссылаться на отсутствие правовых норм, а опираться на этот документ, который по Конституции РФ является частью нашего законодательства.
Затулин убежден, что помочь беженцам, не сумевшим преодолеть многочисленные бюрократические преграды для легализации, способна лишь «иммиграционная амнистия». Однако соответствующий законопроект лежит в ГД без движения, хотя его принятия «ждут сотни тысяч украинских граждан, не желающих соглашаться с политикой киевского режима».
В соцсетях многие из них жестко комментируют такую практику российских властей, выдвигается, конечно, и версия о том, что это часть политики по «сливу Донбасса». Например, указывается, что в последнее время между Украиной и Россией активно налаживается сотрудничество по выдаче преступников – по версии каждой из сторон. Только вот Киев выдает лишь мелких уголовников, да и то при малейшей их связи с каким-либо националистическим движением отказывает в их экстрадиции. А вот Москва, наоборот, как утверждается в ряде интернет-ресурсов, высылает заведомых противников нынешней украинской власти.
Однако Затулин увеличение случаев высылки украинских граждан объяснил некомпетентностью наших чиновников или, максимум, злоупотреблениями с их стороны. «Представители правоохранительных органов недостаточно глубоко, поверхностно представляют себе ситуацию и считают возможным настаивать на исполнении формальных требований, связанных с миграционным законодательством», – пояснил он. В эту ловушку и попадают разные люди, которые не смогли пробиться через преграды и получить устойчивую легализацию в РФ. «Если, например, говорить о разрешении на временное проживание, то, по сути дела, в субъектах РФ их выдача блокируется, люди не попадают в квоту. В результате мы и столкнулись с рядом одиозных случаев, когда известные своим сопротивлением киевским властям граждане оказались под ударом. Потому что формально они были представлены как нарушители миграционного законодательства», – отметил Затулин.
Всего же, по его подсчетам, под угрозой депортации сейчас находится около 1 млн 300 тыс. беженцев из Украины, которые не имеют никаких форм легализации, а значит, каждые 90 дней обязаны покидать пределы России. Некоторые не могут это сделать именно из-за преследования на родине, а потому, заявил Затулин, это требование не должно к ним применяться. Однако руководство страны эту позицию, похоже, не поддерживает. «30 января состоится совещание в правительстве, где мы попробуем их переубедить», – сообщил он «НГ».
Как считает депутат, речь не о том, чтобы увеличить им срок пребывания, а о том, чтобы отменить сам принцип, по которому им нужно выезжать из России. Задача и в том, чтобы вывести из тени тех украинских беженцев, которые уже сейчас являются нарушителями режима пребывания и опасаются попасться правоохранительным органам и попасть под неизбежную депортацию. Проведение же иммиграционной амнистии означало бы, что эти люди смогут прийти в МВД, зарегистрироваться и снять с себя все претензии. Затулин напомнил, что такого рода амнистии имели место по отношению к гражданам других стран – Киргизии, Таджикистана, Молдавии, но их принимали в ответ на обращения их президентов. Понятно, что от украинских властей подобной инициативы не будет.
В заявлении Затулина говорится и о том, что указ президента о предоставлении политического убежища в отношении беженцев из Украины фактически не работает. Дело в том, что обратиться за этим убежищем необходимо в течение семи дней с момента прибытия в Россию, а значит, уже находящиеся здесь политэмигранты из Украины под этот указ не подпадают. Поэтому депутат настаивает на коррекции и этого положения, чтобы «политического убежища могли просить не только новые, но и давно бежавшие в Россию украинцы».
комментарии(0)